Презентация на тему "Современная русская литература"

Презентация: Современная русская литература
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Современная русская литература" рассказывает о классификации современной русской литературы, неоклассической прозе, условно-метафорической прозе, постмодернизме, русском постмодернизме, современной русской литературе, лауреатах Букеровской премии, национальном бестселлере. Особенность современной русской литературы заключается в синтезе классического подхода к написанию произведений и новаторства литературных приемов.

Краткое содержание

  1. Классификация современной русской литературы
  2. Неоклассическая проза
  3. Условно-метафорическая проза
  4. "Другая проза"
  5. Постмодернизм
  6. Русский постмодернизм
  7. Современная русская литература
  8. Лауреаты Букеровской премии
  9. Национальный бестселлер

Содержание

  • Презентация: Современная русская литература
    Слайд 1

    Современная русская литература

    Воронина Е.П., учитель литературы НОУ Экономический лицей «Ганзейская ладья» 2010.

  • Слайд 2
    1. Читать модно?
    2. А литература современная есть?
    3. Как отличить талантливо созданные произведения от посредственных?
    4. Остается ли литература искусством слова?... отражением действительности?
  • Слайд 3

    … всякое искусство, если отбросить частности, инструмент освоения действительности. И плоды ее, помимо таланта, во многом определяются выбором угла зрения, под которым эта действительность принимается к рассмотрению…

    А. Алехин «Вопросы литературы», 2004 г., №2

  • Слайд 4

    Какую литературу мы называем современной?

    С 1985 (87) г. русская литература впервые после 70-летнего перерыва получила возможность быть единым целым: с ней слились литература русского зарубежья всех трех волн русской эмиграции - после гражданской войны 1918-1920 г., после Второй мировой и брежневской поры.

  • Слайд 5
    • М. Булгаков «Собачье сердце»
    • Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны»
    • А. Платонов «Чевенгур», «Котлован»
    • А. Ахматова «Реквием»
    • Б. Пастернак «Доктор Живаго»
    • В. Гроссман «Жизнь и судьба»
    • А. Бек «Новое назначение»
    • А. Твардовский «По праву памяти»
    • В. Дудинцев «Белые одежды»
    • Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
    • Б. Можаев «Мужики и бабы»
    • Е. Замятин «Мы»
    • А. Солженицын
    • И. Бродский
  • Слайд 6

    Что объединяло этих писателей?

    «Всех этих авторов объединяет пафос исследования причин и следствий глубоких социальных деформаций»

    Н. Иванова «Вопросы литературы», 1997 г. №11

  • Слайд 7

    Новая литература – новая философия жизни:

    • «Для чего я живу на земле?». Расслоение читательского спроса и писательского предложения:

    Возникли эстетические и рыночные критерии:

    • Повышенный интерес к форме произведения, стилевым проблемам
  • Слайд 8

    Классификация современной русской литературы

    Современная русская литература

    • Неоклассическая проза
    • Условно-метафорическая проза
    • «Другая проза»
    • Постмодернизм
  • Слайд 9

    Неоклассическая проза

    • обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции;
    • наследует «учительскую» и «проповедническую» направленность русской классической литературы;
    • жизнь социума является главным содержанием произведений;
    • смысл жизни составляет основную проблему;
    • герой унаследовал активную жизненную позицию, он берет на себя роль судьи;
    • авторское мировоззрение выражается через героя;
    • автор и герой находятся в состоянии диалога.
  • Слайд 10
    • В. Астафьев «Печальный детектив», «Проклятые и убитые», «Веселый солдат»
    • В. Распутин «В ту же землю», «Пожар»
    • Б. Васильев «Утоли моя печали»
    • А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    • Д. Быков «Орфография»
    • М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана»
    • Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети»
    • А. Волос «Недвижимость»
    • М. Палей «Кабирия с Обводного канала»

    Обнаженность взгляда на страшные, чудовищные в своей жестокости и безнравственности явления нашей жизни, но начала любви, добра, братства – и – главное – соборности – должны определять бытие русского человека

  • Слайд 11

    Условно-метафорическая проза

    • Миф, сказка, научная концепция, фантасмагория образуют причудливый, но узнаваемый современный мир;
    • Духовная неполноценность, обесчеловечивание обретают материальное воплощение в метафоре превращения людей в разных зверей, хищников, оборотней;
    • условно-метафорическая проза в реальной жизни видит абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические парадоксы;
    • Использование фантастических допущений, испытание героя необыкновенными возможностями;
    • Не свойственна психологическая объемность характера;
    • Использование нескольких видов условности:

    а) сказочный тип;б) аллегория;в) очень сильное мировое начало: персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи;

    • Основа на фантастическом типе условности: двоеверие
    • Художественный прием – гротеск: антиутопия
  • Слайд 12
    • Ф. Искандер «Кролики и удавы»
    • В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Омон Ра»
    • Д. Быков «Оправдание»
    • Т. Толстая «Кысь»
    • В. Маканин «Лаз»
    • В. Рыбаков «Гравилет «Цесаревич»
    • Л. Петрушевская «Новые Робинзоны»
    • А. Кабаков «Невозвращенец»
    • С. Лукьяненко «Спектр»
  • Слайд 13

    «Другая проза»

    • Черты оппозиционности официозу, отказ от наследования сложившихся стереотипов;
    • Изображение мира социально «сдвинутых» характеров и обстоятельств;
    • Идеал либо подразумевается, либо маячит;
    • Авторская позиция замаскирована;
    • Не создает фантастический мир, а открывает фантастическое в окружающем, реальном;
    • Отказ от морализаторства;
    • Порывает с традицией диалога автор-читатель
    • Царит случайность;
    • Изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю, раздерганную культуру;

    Литература постэкзистенциальная:

    • В. Ерофеев, В. Пьецух, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Габышев …
  • Слайд 14

    Постмодернизм

    «… у любой эпохи есть собственный постмодернизм…»

    Умберто Эко

    1971 – возник термин «постмодернизм».

    • образ мира выстраивается на основе внутрикультурных связей;
    • воля и законы культуры выше воли и законов «действительности»;
    • произведение – не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста – с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и сами собою.
  • Слайд 15

    Русский постмодернизм

    • русское постмодернистское творчество – процесс языковых игр, обыгрывание цитат из классической и соцреалистической литературы;
    • игра, демонстративность, эпатажность;
    • художественный прием – коллаж;
    • русское постмодернистское творчество – творчество безоценочное, содержащее категоричность в подсознании, за пределами текста;
    • русский постмодерн обозначает не конец литературы, а высвобождение ее из-под слоя мифических представлений, раскрепощение формы;
    • жанры: дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма и комментарии.
  • Слайд 16
    • В. Курицын «Сухие грозы: зона мерцания»
    • В. Сорокин «Голубое сало»
    • В. Пелевин «Чапаев и Пустота»
    • В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»
    • М. Бутов «Свобода»
    • А. Битов «Пушкинский дом»
    • В. Ерофеев «Москва – Петушки»
    • Ю. Буйда «Прусская невеста»
  • Слайд 17

    Современная русская литература

    • Автобиографическая проза
    • Историческая проза
    • Литература русской эмиграции
    • Фантастическая и утопическая проза
    • Неореализм
    • Военная проза
    • Постмодернизм
  • Слайд 18

    Лауреаты Букеровской премии

    • 2009 Е. Чижова «Время женщин»
    • 2008 М. Елизаров «Библиотекарь»
    • 2007 А. Иличевский «Маттис»
    • 2006 О. Славникова «2017»
    • 2005 Д. Гуцко «Без пути-следа»
    • 2004 В. Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
    • 2003 Р. Гонсалес-Гальего «Белое на черном»
    • 2002 О. Павлов «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней»
    • 2001 Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»
    • 2000 М. Шишкин «Взятие Измаила»
  • Слайд 19

    Национальный бестселлер

    • 2010 Эдуард Кочергин «Крещенные крестами»
    • 2009 Андрей Геласимов «Степные боги»
    • 2008 Захар Прилепин «Грех»
    • 2007 Илья Бояшов «Путь Мури»
    • 2006 Дмитрий Быков «Борис Пастернак»
    • 2005 Михаил Шишкин «Венерин волос»
    • 2004 Виктор Пелевин «ДПП»
    • 2003 Гаррос-Евдокимов «голово[ломка]»
    • 2002 Александр Проханов «Господин Гексоген»
    • 2001 Леонид Юзефович «Князь ветра»
  • Слайд 20

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке