Содержание
-
Современная русская литература
Воронина Е.П., учитель литературы НОУ Экономический лицей «Ганзейская ладья» 2010.
-
- Читать модно?
- А литература современная есть?
- Как отличить талантливо созданные произведения от посредственных?
- Остается ли литература искусством слова?... отражением действительности?
-
… всякое искусство, если отбросить частности, инструмент освоения действительности. И плоды ее, помимо таланта, во многом определяются выбором угла зрения, под которым эта действительность принимается к рассмотрению…
А. Алехин «Вопросы литературы», 2004 г., №2
-
Какую литературу мы называем современной?
С 1985 (87) г. русская литература впервые после 70-летнего перерыва получила возможность быть единым целым: с ней слились литература русского зарубежья всех трех волн русской эмиграции - после гражданской войны 1918-1920 г., после Второй мировой и брежневской поры.
-
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны»
- А. Платонов «Чевенгур», «Котлован»
- А. Ахматова «Реквием»
- Б. Пастернак «Доктор Живаго»
- В. Гроссман «Жизнь и судьба»
- А. Бек «Новое назначение»
- А. Твардовский «По праву памяти»
- В. Дудинцев «Белые одежды»
- Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
- Б. Можаев «Мужики и бабы»
- Е. Замятин «Мы»
- А. Солженицын
- И. Бродский
-
Что объединяло этих писателей?
«Всех этих авторов объединяет пафос исследования причин и следствий глубоких социальных деформаций»
Н. Иванова «Вопросы литературы», 1997 г. №11
-
Новая литература – новая философия жизни:
- «Для чего я живу на земле?». Расслоение читательского спроса и писательского предложения:
Возникли эстетические и рыночные критерии:
- Повышенный интерес к форме произведения, стилевым проблемам
-
Классификация современной русской литературы
Современная русская литература
- Неоклассическая проза
- Условно-метафорическая проза
- «Другая проза»
- Постмодернизм
-
Неоклассическая проза
- обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции;
- наследует «учительскую» и «проповедническую» направленность русской классической литературы;
- жизнь социума является главным содержанием произведений;
- смысл жизни составляет основную проблему;
- герой унаследовал активную жизненную позицию, он берет на себя роль судьи;
- авторское мировоззрение выражается через героя;
- автор и герой находятся в состоянии диалога.
-
- В. Астафьев «Печальный детектив», «Проклятые и убитые», «Веселый солдат»
- В. Распутин «В ту же землю», «Пожар»
- Б. Васильев «Утоли моя печали»
- А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- Д. Быков «Орфография»
- М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана»
- Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети»
- А. Волос «Недвижимость»
- М. Палей «Кабирия с Обводного канала»
Обнаженность взгляда на страшные, чудовищные в своей жестокости и безнравственности явления нашей жизни, но начала любви, добра, братства – и – главное – соборности – должны определять бытие русского человека
-
Условно-метафорическая проза
- Миф, сказка, научная концепция, фантасмагория образуют причудливый, но узнаваемый современный мир;
- Духовная неполноценность, обесчеловечивание обретают материальное воплощение в метафоре превращения людей в разных зверей, хищников, оборотней;
- условно-метафорическая проза в реальной жизни видит абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические парадоксы;
- Использование фантастических допущений, испытание героя необыкновенными возможностями;
- Не свойственна психологическая объемность характера;
- Использование нескольких видов условности:
а) сказочный тип;б) аллегория;в) очень сильное мировое начало: персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи;
- Основа на фантастическом типе условности: двоеверие
- Художественный прием – гротеск: антиутопия
-
- Ф. Искандер «Кролики и удавы»
- В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Омон Ра»
- Д. Быков «Оправдание»
- Т. Толстая «Кысь»
- В. Маканин «Лаз»
- В. Рыбаков «Гравилет «Цесаревич»
- Л. Петрушевская «Новые Робинзоны»
- А. Кабаков «Невозвращенец»
- С. Лукьяненко «Спектр»
-
«Другая проза»
- Черты оппозиционности официозу, отказ от наследования сложившихся стереотипов;
- Изображение мира социально «сдвинутых» характеров и обстоятельств;
- Идеал либо подразумевается, либо маячит;
- Авторская позиция замаскирована;
- Не создает фантастический мир, а открывает фантастическое в окружающем, реальном;
- Отказ от морализаторства;
- Порывает с традицией диалога автор-читатель
- Царит случайность;
- Изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю, раздерганную культуру;
Литература постэкзистенциальная:
- В. Ерофеев, В. Пьецух, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Габышев …
-
Постмодернизм
«… у любой эпохи есть собственный постмодернизм…»
Умберто Эко
1971 – возник термин «постмодернизм».
- образ мира выстраивается на основе внутрикультурных связей;
- воля и законы культуры выше воли и законов «действительности»;
- произведение – не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста – с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и сами собою.
-
Русский постмодернизм
- русское постмодернистское творчество – процесс языковых игр, обыгрывание цитат из классической и соцреалистической литературы;
- игра, демонстративность, эпатажность;
- художественный прием – коллаж;
- русское постмодернистское творчество – творчество безоценочное, содержащее категоричность в подсознании, за пределами текста;
- русский постмодерн обозначает не конец литературы, а высвобождение ее из-под слоя мифических представлений, раскрепощение формы;
- жанры: дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма и комментарии.
-
- В. Курицын «Сухие грозы: зона мерцания»
- В. Сорокин «Голубое сало»
- В. Пелевин «Чапаев и Пустота»
- В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»
- М. Бутов «Свобода»
- А. Битов «Пушкинский дом»
- В. Ерофеев «Москва – Петушки»
- Ю. Буйда «Прусская невеста»
-
Современная русская литература
- Автобиографическая проза
- Историческая проза
- Литература русской эмиграции
- Фантастическая и утопическая проза
- Неореализм
- Военная проза
- Постмодернизм
-
Лауреаты Букеровской премии
- 2009 Е. Чижова «Время женщин»
- 2008 М. Елизаров «Библиотекарь»
- 2007 А. Иличевский «Маттис»
- 2006 О. Славникова «2017»
- 2005 Д. Гуцко «Без пути-следа»
- 2004 В. Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
- 2003 Р. Гонсалес-Гальего «Белое на черном»
- 2002 О. Павлов «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней»
- 2001 Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»
- 2000 М. Шишкин «Взятие Измаила»
-
Национальный бестселлер
- 2010 Эдуард Кочергин «Крещенные крестами»
- 2009 Андрей Геласимов «Степные боги»
- 2008 Захар Прилепин «Грех»
- 2007 Илья Бояшов «Путь Мури»
- 2006 Дмитрий Быков «Борис Пастернак»
- 2005 Михаил Шишкин «Венерин волос»
- 2004 Виктор Пелевин «ДПП»
- 2003 Гаррос-Евдокимов «голово[ломка]»
- 2002 Александр Проханов «Господин Гексоген»
- 2001 Леонид Юзефович «Князь ветра»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.