Содержание
-
О сборнике Александра Блока«Стихи о Прекрасной Даме»
Автор работы: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 14» г.Братска РЕШЕТНИКОВА А.П.
-
Краткая биография А. Блока
Александр Александрович Блок (1880 — 1921 гг.)- русский поэт, драматург, литературный критик. Сын юриста и профессора Варшавского университета А. Блока и переводчицы А. Бекетовой. Ранние годы провел в доме деда и в подмосковном имении Бекетовых —Шахматове. Писать стихи начал с пяти лет, серьезно занялся творчеством с 1900 г Активно публикуется не только как поэт, но и как драматург и литературный критик. В1903 г. женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева Любови, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Окончил в 1906 г славянорусское отделение Петербургского университета. В апреле 1921 г. нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 г Блок скончался.
-
Краткая биография Любови Дмитриевны Блок (Менделеевой)
Любовь Дмитриевна Блок-(1881-1939)- актриса, историк балета. Дочь знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и Анны Ивановны Менделеевой. В Первую мировую войну была сестрой милосердия. В 1920—1921 гг. неоднократно выступала с чтением поэмы А. Блока «Двенадцать» Известна как «Прекрасная Дама» Александра Блока. Также за ней ухаживал Андрей Белый. Скончалась в Ленинграде в 1939 году. Похоронена на Волковском православном кладбище.
-
О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»
Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме», героиня которого была его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт-симолист Валерий Яковлевич Брюсов. «Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».
-
«Неподвижность»
В первом разделе сборника «Неподвижность» собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи о природе». Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной - в улетающий день. Раздышались цветы - и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню - откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
-
«Перекрёстки»
Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Свет в окошке шатался, В полумраке - один - У подъезда шептался С темнотой арлекин. Был окутанный мглою Бело-красный наряд Наверху - за стеною - Шутовской маскарад. Там лицо укрывали В разноцветную ложь. Но в руке узнавали Неизбежную дрожь. Он - мечом деревянным Начертал письмена. Восхищенная странным, Потуплялась Она. Восхищенью не веря, С темнотою - один - У задумчивой двери Хохотал арлекин.
-
«Ущерб»
Раздел «Ущерб» третий по счёту — переходного плана. Свобода смотрит в синеву. Окно открыто. Воздух резок. За желто-красную листву Уходит месяца отрезок. Он будет ночью - светлый серп, Сверкающий на жатве ночи. Его закат, его ущерб В последний раз ласкает очи. Как и тогда, звенит окно. Но голос мой, как воздух свежий, Пропел давно, замолк давно Под тростником у прибережий. Как бледен месяц в синеве, Как золотится тонкий волос... Как там качается в листве Забытый, блеклый, мертвый колос.
-
-
В.Брюсов: «Вся книга проникнута жаждой в земном увидеть неземное».
Знакомство с будущей женой и героиней цикла произошло летом 1898 года. Блок не просто влюбился в нее – это было озарение, нечто таинственное, мистическое. Все, что окружало поэта, оказывается связанным с ней, той, кого он называл «лучезарной», «непостижимой», «таинственной». Только о ней он теперь может думать и писать – из дня в день – шесть лет, посвятив одной теме, одной женщине 687 стихотворений. Случай небывалый! По словам К.Чуковского, если внимательно вчитаться в книгу, то видишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари - Лаурой».
-
Ты в белой вьюге, снежном стонеОпять волшебница всплыла.И в вечном свете, вечном звонеЦерквей смешались купола
Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы – один из ключевых в поэзии Блока. Она для него – идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета – ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать – значит определить, а определить – значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопрделенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной
-
-
Вхожу я в темные храмы...
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.
-
Девушка пела в церковном хоре...
Девушка пела в церковном хоре... Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.