Содержание
-
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.«Вещное и вечное в повести «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
-
Учебная тема: «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.Повесть «Портрет». Учебный предмет: Литература Участники: Ученики 8 «В» класса Учитель: Лихова Е. С.
-
Дидактические цели проекта.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде; Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.
-
Методические цели
Познакомиться с «Петербургскими повестями» Н. В. Гоголя. Развить умение аналитического подхода к художественному тексту. Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю. Развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.
-
Творческие задания
Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (Буклет); Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(Страницы презентации); Сюжетный план и композиция 1 части повести. (Страницы презентации); Сюжетный план и композиция 2 части повести. (Страницы презентации); Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку? (Страницы презентации); Живопись и иконопись в повести.(Публикация).
-
Этапы и сроки проведения проекта
-
Этапыи сроки проведения проекта
-
Результаты представления исследователей
Презентация Буклет Публикация
-
Результаты исследовательской работы учащихся 1 группа работала над темой «Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её?»(буклет) и сделала вывод: Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.
-
Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций А. С. Пушкина. Есть целый цикл повестей, где сам ГОРОД провоцирует людей на поступки и проступки –«Петербургские повести». 2 группа работала над темой «Тема Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя»(презентация)
-
Тема «маленького человека» «Петербургские повести» Конфликт личность с обществом, усугубляющийся внутренней дисгармонией героев «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» 7 лет 1842 год В основе сюжетов – необыкновенная история, случившаяся с главным героем В нём нет места «маленькому человеку» страшный фантасмагорический город (фантасмагория – причудливое, бредовое видение); воплощение сил зла; в нём всё лживо, сводит с ума место действия, центральный герой Петербург
-
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Пушкинский Петербург
-
Пушкин «Арап Петра Великого» отождествление Петербурга с властью, государством бесчеловечность «кумира» и созданного им города одиночество человека в Петербурге город сводит героя с ума понимание величия реформ Петра I «победа человеческой воли над сопротивлением стихии грандиозность и красота города противопоставление Москве «город пышный» «город бедный» Противоречивое единство
-
Противоречивое единство Гоголь «Петербург и Москва» «Петербургские повести» продолжение пушкинской традиции антитеза Москва – Петербург («В Москве все невесты – в Петербурге все женихи») мотивы социальных контрастов и сумасшествия почти отсутствует описание города как пейзажа повышается интерес к обитателям Петербурга идея разобщённости людей в Петербурге
-
3 группа работала над темой «Сюжетный план и композиция 1 и 2 частей повести. Сравнение.» Повесть имеет двухчастную структуру, что исключительно важно для понимания произведения. Составив сюжетный план и композицию 1 и 2 частей повести, проследили путь героев «от таланта к гибели», «через испытания к расцвету». Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! Он несёт в себе зло. Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
-
Законченные новеллы.самостоятельный сюжет.особая система персонажей
«Портрет» 1834 год взгляд на суть и задачи искусства хронологическая, прямая композиция «рамочное повествование» 1 часть 2 часть объединены общей темой творчества единым композиционным центром – портретом ростовщика (олицетворением разрушительных сил, действующих на мир)
-
Падение Чарткова Становление Художника через страдание, самоотречение и покаяние Антитеза «Зеркальность», уподобление Растрата своего таланта («…у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь…») НО И Движение от нищеты к богатству, к популярности Отказ от благополучия, жизнь в нищете 1. Оба находятся в какой-то момент под воздействием таинственного ростовщика, чьи деньги отравляют их души; 2. Жизненный путь завершается одинаковым стремлением к уничтожению живописных шедевров Создание великого произведения искусства великая сила искусства и страшное преступление художника
-
4 группа работала над темой «Что связывает повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и повесть Н. В. Гоголя «Портрет»?» Пушкин в видении Германа показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Но человек может противостоять злу, он хозяин себя. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло, и человек не может бороться с ним.
-
5 группа работала над темой «Живопись и иконопись в повести» Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Все картины, упомянутые в повести, оказалисьреальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
-
Итоговое задание для всех учащихсяПодведение итогов урока
Что же вещное, а что вечное? Вещное – зло. Вечное – добро. Сочинение “Добро и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”. “…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы… Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”
-
Иванов А. А. Явление Христа народу(Явление Мессии) 1837-1857
-
Брюллов К. П.Последний день Помпеи1830-1833
-
Рождество Христово
-
Результаты диагностики(развитие общеучебных умений и навыков)
- самостоятельность - организационные умения - информационные умения - коммуникативные умения
-
2010-2011 6 класс 2012-2013 8 класс До работы над проектом После работы над проектом
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.