Содержание
-
Цвет и звук в лирике А. А. Блока
Выпускная аттестационная работа ФИЛ-2 Серебров А. Ю.
-
Объект и предмет исследования
Объектом ее исследования является поэзия А. Блока Предметом исследования является звуковая и цветовая гаммы в лирике Блока
-
Пособия
-
Глава 1. Цветовая гамма и звукопись
Красный цвет выполняет самые различные функции, к примеру, является смысловым стержнем аллегории. У более позднего Блока красный цвет почти всегда трагический, больной, тяжелый. Белый, любимый цвет Александра Блока, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» почти всегда связан с образом Возлюбленной, с Прекрасной Дамой, а в последнем стихотворении цикла - символизирует смерть и безысходность.
-
Цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в звуковом движении прежде всего. Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей.
-
-
Глава 2. Система уроков в 11 классе по теме «Цветовая гамма и звукопись в поэзии А. А. Блока»
Была проведена серия уроков в старших классах на восприятие цветов и улавливание звуков поэзии Блока учащимися.
-
Урок 1. Цвет
На первом уроке была рассмотрена цветовая гамма. У некоторых учеников были распечатки со стихами, подготовленные учителем заранее, а у остальных были собственные книги с творчеством великого поэта.
-
Урок 2. Звук
На втором уроке был изучен звуковой колорит. Это требовало от учащихся больше внимания и сосредоточения. Ведь под звуком имеется в виду не звуки в отдельности, а сочетание звуков, которое перерастает в музыку стиха Блока.
-
Урок 3. Задания для учащихся
Попытайтесь определить термин «музыкальность» характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»? Каким приемом музыкальной организации стиха достигается музыкальность Блоковской лирики? Какие гласные использует Блок в качестве музыкальных инструментов? Приведите примеры Перед вами цвета, используемые Блоком в своих стихотворениях и их традиционная символика. Напишите значение каждого цвета в блоковской символике.
-
Ответы учащихся
1. Блок считал музыку организующей силой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лирического героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и аллитерациями. Блок узаконил такой размер в своем творчестве, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов. Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций.
-
2. Такой прием называется Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии используется для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.
-
3. Ветер принес издалека Песни весенней намек — здесь гласные звуки после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты. Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок — звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой.
-
-
Итоги
Результаты такой проверочной работы показали, что у каждого учащегося есть собственная точка зрения. Она и совпадала с другими, и отличалась. Но самое главное, что ребята учились мыслить образно. Безусловно, чтобы развить их образное мышление, нужно постоянно работать над этим. Ученики впервые поняли, что работа над самыми мельчайшими деталями цветовых эпитетов и звукописи, - подлинный путь к постижению поэтического мира, к пониманию художественной образности такого сложного поэта, как Александр Александрович Блок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.