Содержание
-
Презентация урока литературы «Улица Мандельштама». Художественный мир поэта в его стихотворениях о Петербурге». Учитель Борисова Лилия Антоновна, МОУ «Каменногорская средняя общеобразовательная школа» Выборгского района Ленинградской области 2011 г.
-
Замысел урока. Урок задуман как урок, совмещающий изучение жизни и творчества О.Э.Мандельштама, краеведческий компонент, анализ стихотворного текста и изучение художественного мира стихотворения. Одна из целей урока – вызвать интерес к истории Выборга, к жизни О.Э.Мандельштама
-
Урок входит в систему уроков литературы в 11 классе, в раздел «Серебряный век русской литературы». По структуре это урок обучающего анализа поэтического текста. Урок связан с предыдущими уроками, на которых изучались история, жанровые особенности поэзии «серебряного века» в 11 классе, с уроками, посвящёнными анализу стихотворений, в 5-10 классах; предшествующий урок был посвящён жизни и творчеству Н.С.Гумилёва, чья поэзия и судьба связаны с поэзией и судьбой О.Э.Мандельштама.
-
Оформление доски «Улица Мандельштама». Художественный мир Мандельштама в его стихотворениях о Петербурге
-
I. Создание эмоционального фона урока «Поэзию уважают только у нас – за неё убивают…» О.Э.Мандельштам
-
II. Сообщение цели урока. Домашнее задание «Вы, с квадратными окошками, невысокие дома…»(1924) «На мёртвых ресницах Исаакий замёрз…»(1935) Каковы взаимоотношения между человеком и миром в этих стихотворениях?
-
«Шум времени» Очерк «Финляндия»
-
V. Художественный мир стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» Помоги, Господь, эту жизнь прожить, Я за жизнь боюсь, за твою рабу… В Петербурге жить – словно спать в гробу…
-
Стихотворение написано в 1930 году. Каким видит поэт этот город? Каким он видит себя в этом городе? Ход анализа Как вы можете определить время и пространство? Каковы внешние приметы города? Кто живёт в этом городе? Как относится к ним лирический герой? Какие слова мы можем назвать ключевыми? Какое настроение создаётся этими словами? Какими звуками сопровождается описание города? Какие краски использует поэт, рисуя город?
-
Что же делает лирический герой в этом городе? Каковы взаимоотношения между миром и человеком? Что же придаёт ему силы противостоять этому страшному миру? В чём разница между Петербургом и Ленинградом? Мы выходим на важную позицию роли художника в обществе. Какова позиция Мандельштама?
-
VI. Завершение урока Осип Мандельштам предвидел свою смерть. Прошло более полувека, его город снова называется Петербургом. Ни в Петербурге, ни в Выборге нет улицы, о которой он писал в шуточном стихотворении 1935 года: Это какая улица?Улица Мандельштама.Что за фамилия чертова -Как ее ни вывертывай,Криво звучит, а не прямо.Мало в нем было линейного,Нрава он был не лилейного,И потому эта улица,Или, верней, эта ямаТак и зовется по имениЭтого Мандельштама...
-
Но остался необыкновенный мир поэзии Мандельштама, мир, который не смогли уничтожить ни время, ни репрессии, ни запреты. Этот мир существует и сейчас. Послушайте песню, созданную в 70-х годах XX века. Что изменилось в тексте и в настроении? Почему?
-
Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и «соразмышления» с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли поэта, учить эмоциональной отзывчивости, ассоциативному, образному мышлению, эстетической реакции на художественное слово. «В поэзии важно только исполняющее понимание – отнюдь не пассивное, не воспроизводящее и не показывающее» О.Э.Мандельштам
-
Изучение художественного мира произведения впоследствии используется на многих уроках литературы, умение анализировать текст требует постоянной работы обучающихся с текстом. Поэзия и судьба О.Э.Мандельштама связаны с поэзией и судьбой А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой. Жизнь, судьба, поэзия О.Э.Мандельштама могут служить предметом исследования на уроках истории, обществознания, МХК.
-
Предложенная форма занятия и тип урока были выбраны в связи с важностью краеведческого компонента в воспитании и обучении школьников, особой ролью фигуры О.Э.Мандельштама в русской литературе, наличием интересного иллюстративного материала, возможностью провести анализ текста в доступной, интересной форме, эмоционально воздействовать на учеников.
-
Результаты урока: Ученики открыли для себя художественный мир очерка и стихотворения О.Э.Мандельштама, познакомились с жизнью и творчеством поэта Усовершенствовали умения и навыки анализа художественного текста Исследовали информацию о жизни поэта в Выборге (краеведческий компонент)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.