Содержание
-
1 Урок литературы по творчеству Ф. М. Достоевского. Составила учитель литературы Заикина Н. А. МБОУ «Старочервовская ООШ»
-
ФедорМихайлович Достоевский1821-1881
2
-
3
-
Встреча с Достоевским
4 «Достоевский- это большая совесть нашей эпохи». М. Горький. «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе его талант может быть равен только Шекспиру». М. Горький. «Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Достоевского признаны тотчас же всеми». В Белинский.
-
Страницы жизни и творчества
5 Родился 30 октября 1821 г. в г. Москве, в семье военного врача. Мать- человек светлый и жизнерадостный, отец- суровый, мрачный, деспотичный. Ему принадлежало имение Достоево, отсюда и происхождение фамилии. 1837г. После смерти матери (1836) Достоевского вместе с братом отвозят в Петербург, в Военно- инженерное училище. Много горьких минут испытал Достоевский в училище: наставники брали взятки у учеников, стремились к карьере. А он боялся не осуществить своего предназначения, прожить жизнь «ребёнка, а не человека». 1843 г. Окончил полный курс в офицерском классе и стал работать в инженерном Департаменте. Достоевский любил вечерние зрелища, рестораны, пирушки, все это стоило ему «страшных денег». В первые годы своей самостоятельной жизни он знакомится с миром долгов, ссуд, процентов. В эти же годы он начинает заниматься литературной деятельностью. 4.1844 г. переводит роман О. Бальзака «Евгения Гранде». Основной ориентир для него- творчество Лермонтова, Пушкина, Гоголя.
-
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
6
-
7 Кружок Петрашевцев. 1846-1848 г. В Петербурге по пятницам собирался кружок, состоящий в основном из интеллигенции, возглавлял который М. В. Буташевич- Петрошевский. Достоевский знакомится с Петрашевским и становится участником этого кружка, посещает его знаменитые «пятницы». На заседаниях обсуждались запрещённые общественно- политические вопросы, экономические, политическое устройство России. Все разговоры, споры, доклады в кружке сводились к одному выводу: мысли о необходимости бороться против крепостного права, добиваться освобождения крестьян. 15 апреля 1849 г. Достоевский прочёл на собрании «Письмо Белинского к Гоголю» ( запрещённое тогда). Как было сказано в донесении: «исполненное дерзкого вольнодумства, резко толкующее о православной религии, о судопроизводстве, законах и властях». За это чтение Достоевского, наряду с другими участниками кружка ( 21 человек), арестовали и отправили на каторгу. Затем их приговорили к смертной казни. 23 декабря 1849 г. они стояли на Семеновском плацу на эшафоте. Из воспоминаний Достоевского: «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться кресту, преломили над головой шпаги…жить мне оставалось не более минуты. Все мы испытали те ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти». А казнь была всего лишь представлением: в последний момент её заменили ссылкой.
-
Петропавловская крепость
8
-
9
-
10 В рождественскую ночь 1849 г. Достоевского заковали в кандалы и отправили в дальний путь. В Тобольске произошла встреча с женами декабристов, которые подарили каждому ссыльному Евангелие. Начались годы «страдания невыразимого, бесконечного».
-
В ссылке.1850- 1859 г.
11 Сначала Омский острог, затем Семипалатинск. Почти на 10 лет писатель был оторван от «мира». Он был зачислен в разряд чернорабочих: обжигал на заводе кирпичи, разбирал старые бараки, стоя по колено в ледяной воде, вертел точильное колесо. Работал и жил вместе с настоящими преступниками: грабители, насильники, убийцы. Но именно здесь Достоевский сблизился с простым народом. Для него преступники были люди не отверженные, не осужденные, а «несчастные». Народ унижен, тёмен, необразован и бесправен. Ещё до ареста в мировоззрении Достоевского наметились некоторые душевные противоречия: Он говорит о том, что нельзя все проблемы народа решить только с помощью преобразований. Он возлагает надежду на силы добра, идею сострадания, смирения перед вечным злом. Так Достоевский увлёкся христианской идеологией. Красота спасёт мир!
-
Омский острог
12
-
Почвенничество Достоевского
13 1860- 1861 г. Достоевский вместе со своим братом Михаилом он начинает издавать журналы «Время», «Эпоха», в которых развивает идею почвенничества. Писатель видел возможность общественного прогресса в соединении мыслящей части общества( дворянства) и народа. Он считал, что России уготована миссия избавить людей от страдания. Но для этого надо, чтобы интеллигенция, дворянство сблизились с народом, чтобы этот союз опирался на принципы, утвержденные православной церковью. Следовательно, в русское общество невозможно перенесение западных политических форм ( парламент, конституция и др.). Русский человек «вживается» в общество с помощью нравственного очищения и возвышения. Эта идея, понятно, была утопична.
-
14 «Происходит перерождение убеждений: «Помню, что всё это время, несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении… Я думал, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, тех падений, что были прежде».
-
Семейная жизнь
15 Знакомство с семейством Исаевых. Мария Дмитриевна - "женщина души самой возвышенной и восторженной ... Идеалистка в полном смысле слова ... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". В 1857 г. женится на на М.Д. Исаевой.
-
«Живая жизнь»
16 С 1860 г. живёт в Петербурге. Выступает на публичных чтениях и студенческих вечерах, пользуется успехом. С 1860 г. начинает издавать журнал «Время» с братом Михаилом. Создает новое общественное течение – почвенничество, которое объединяет идеи славянофильства и западничества. В 1862 г. Впервые побывал за границей (Германия, Италия, Швейцария, Англия). В 1864 г. умирает Мария Дмитриевна, Достоевский тяжело переживает её смерть. В этом же году умирает брат Михаил Михайлович. Все обязанности по обеспечению семьи брата Фёдор Михайлович берёт на себя. 1864-1865 г. г. издаёт журнал «Эпоха». Работает над двумя романами: «Игрок», «Преступление и наказание». Познакомились с Анной Григорьевной, второй женой, 4 октября 1866 г. Стала настоящей женой, с ней Достоевский получил семью, детей, домашний очаг. После свадьбы уезжают за границу на 4 года.
-
Произведения Достоевского:
17 1846 г. первая книга «Бедные люди». 1859 г. «Село Степанчиково». 1861 г. «Униженные и оскорбленные». 1862 г. «Записки из мёртвого дома». 1866 г. «Преступление и наказание». 1867 г. «Игрок». 1868 г. «Идиот». 1872 г. «Бесы». 1880 г. «Братья Карамазовы».
-
Последние минуты жизни
18 Умер в 1881 г. В последние минуты его жизни Анна Григорьевна читала ему Евангелие.
-
Могила Достоевского в Александро-Невской Лавре
19
-
Памятник Достоевскому в Москве
20 «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим».
-
21 …Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть – вот в чём жизнь, в чём задача её. Ф. Достоевский
-
«Преступление и наказание»1866 г.
22
-
Ф. Достоевский:
23 «Всё сердце моё с кровью положено в этот роман. Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти».
-
24 В названии романа три слова. Что следует непосредственно за преступлением? Еще не наказание. Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник еще не наказан. Преступление и ...
-
Обстановка 60- х г. и роман
25 60- е г. – переходная эпоха в России: крестьянская реформа, бунты, революционеры- демократы, аресты. Старые идеалы отживают, а новые ещё не нарождаются. В это время появляется роман Достоевского. В центре- натура, способная испытывать душевную боль при виде того, как другие страдают. Это был тип человека 60-х г., «новых людей», стремящихся к деятельности и добру.
-
Жанровая особенность романа.
26 Полифонический роман:имеет множество самостоятельных голосов и сознаний. Но всегда голос героя равен голосу автора. То, что говорит герой о себе, о мире- это обычное авторское слово. Идеологический роман: в центре – идея. Герой одержим идеей, он её вынашивает. Она сталкивается с другими идеями, происходит борьба идей. И вот этой самой идеей проверяется человек ( идея Раскольникова). Герои Достоевского мыслящие: они не только наблюдают за действительностью, но и думают: «Кто я сам?».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.