Презентация на тему "Урок-презентация по творчеству М.А. Шолохова" 9 класс

Презентация: Урок-презентация по творчеству М.А. Шолохова
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.79 Мб). Тема: "Урок-презентация по творчеству М.А. Шолохова". Предмет: литература. 31 слайд. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Урок-презентация по творчеству М.А. Шолохова
    Слайд 1

    Михаил Шолохов(1905-1984)

    Повесть «Судьба человека»

  • Слайд 2

    Писатель и его судьба

    Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Михаил Шолохов родился в хуторе Кружилине станицы Вёшенскойобласти Войска Донского.

  • Слайд 3

    Молодость

    В годы Первой мировой, Гражданской войны учился (1914—1918) в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Каргинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения. В октябре 1922 года Шолохов уезжает в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола.

  • Слайд 4

    Начало творчества

    Работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». В 1923 напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году  — его первый рассказ «Родинка». 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана.

  • Слайд 5

    Произведения

    Ранние рассказы В 1923 г. фельетоны Шолохова публикуются в газетах. Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). роман «Тихий Дон» (1928 — 1-2 тт., 1932 — 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) Роман «Поднятая целина» (Т. 1 1932 и Т. 2 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению «25-тысячников».

  • Слайд 6

    Военные произведения Впоследствии Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), повесть «Судьба человека» (1956); в последнем впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне Несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942).

  • Слайд 7

    Нобелевская премия

    В 1965 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР.

  • Слайд 8

    Последние годы

    До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (ныне музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской. Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Умер от рака горла.

  • Слайд 9

    Памятник Михаилу Шолохову на набережной реки Дон в городе Ростове-на-Дону

  • Слайд 10

    Награды

    Шолохов — дважды Герой Социалистического Труда (1960, 1980), лауреат Сталинской премии I степени (1941 г. — за роман «Тихий Дон»), Ленинской премии (1960 г. — за роман «Поднятая целина»), международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки. Член ВКП(б) с 1932 г., член ЦК КПСС с 1961 г. С 1937 депутат ВС СССР. Награжден: шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени.

  • Слайд 11

    Медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», Золотой медалью имени А. Фадеева. Награждён орденами других государств: орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» (Германия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Георгия Димитрова (Болгария), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария). При жизни являлся действительным членом Академии наук СССР, почетным доктором Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета права (Шотландия).

  • Слайд 12

    Именем писателя назван астероид2448 Шолохов.

  • Слайд 13

    Судьба человека

    Повесть «Судьба человека» (1956); в ней впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне.

  • Слайд 14

    История создания

    В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

  • Слайд 15

    Кадры из фильма«Судьба человекаРежиссёр и исполнитель роли Андрея СоколоваСергей Бондарчук

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Композиция

    Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

  • Слайд 18

    Работа с текстом

    На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? - Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни? Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких? - Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? -Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в сцене в церкви? Какая позиция ближе Соколову?

  • Слайд 19

    - О чём думает Соколов, готовясь к смерти? - Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? - Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой? - Почему Соколов соглашается выпить, а отказывается от закуски?

  • Слайд 20

    - Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? - Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы? - Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя? В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека? Мужчины? Солдата?

  • Слайд 21

    - Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе? Куда они идут и зачем? Что ждёт их впереди?

  • Слайд 22

    К кому относится цитата из текста?

    Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! …» "Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет". Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.

  • Слайд 23

    Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

  • Слайд 24

    "Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее.

  • Слайд 25

    "Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?" Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!

  • Слайд 26

    "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. Ох, и толстый же был фашист! Маленький, пузатый, что в ширину, что в длину одинаковый и в заду плечистый, как справная баба. Спереди у него над воротником мундира три подбородка висят и позади на шее три толстючих складки. На нем, я так определял, не менее трех пудов чистого жиру было.

  • Слайд 27

    И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

  • Слайд 28

    Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.

  • Слайд 29

    Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука.

  • Слайд 30

    Письменный ответ на вопрос

    Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

    До новых встреч в эфире

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке