Презентация на тему "Урок-раздумье по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"" 9 класс

Презентация: Урок-раздумье по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Урок-раздумье по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"" по литературе. Презентация состоит из 38 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.81 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Урок-раздумье по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"
    Слайд 1

    МОУ «Акчеевская СОШ» Ельниковского р-наРеспублики Мордовия

    на тему: «Сила добра, красоты, веры, гуманизма в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Учитель – Шехмаметьева Р.К. Урок - раздумье

  • Слайд 2

    Знакомство со страницами жизни и творчества М.А. Шолохова. Анализ рассказа «Судьба человека»

  • Слайд 3

    Цель урока:

    Работая над произведением, закрепить умения в литературно-критическом разборе художественного явления; Содействовать личностному восприятию произведения, чтобы, размышляя над ним, ученик решал и для себя волнующие его проблемы и чтобы в процессе этого решения он чувствовал себя в состоянии поиска истины о смысле жизни и о своем назначении в ней.

  • Слайд 4

    Эпиграфы:

    Творение совершенное- от рассказа «Судьба человека»М.А.Шолохова ничего нельзя отнять и к нему нечего прибавить. Небольшой по объему, он имеет такую впечатляющую силу, что является... томов премногих тяжелей... Д Благой

  • Слайд 5

    Жизнь, на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне, и на зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой... В.Распутин

  • Слайд 6

    Сообщения учащихся:

    1)Знакомство со страницами жизни и творчества М.А Шолохова. 2)О создании рассказа «Судьба человека»

  • Слайд 7

    Небольшое произведение М.Шолохова «Судьба человека», созданное в 50-е годы XXстолетия, открывает запретную до сих пор в советской литературе тему фашистского лагеря, советского человека в плену...

  • Слайд 8

    Литературоведческий диктант.

    Тема. Главная мысль. Смысл названия. Композиция. Жанр. Сюжет. Характеры персонажей. Изобразительно-выразительные средства.

  • Слайд 9

    Тема рассказа запечатлена уже в его необычайно емком заглавии- судьба рядового человека, прошедшего сквозь пекло небывало жестокой войны, утратившего жену и детей, неоднократно побывавшего на краю гибели, но не просто выжившего, но и сохранившего в себе живую душу, отзывчивое на людскую беду сердце и веру в неизбежность торжества добра над злом.

  • Слайд 10

    Главная мысль -автор показал несгибаемую волю, патриотизм, мужество, и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть.

  • Слайд 11

    Смысл названия , заглавия «Судьба человека» носит обобщенный характер. Перед нами не только судьба А Соколова, в нем идет речь о двух схожих судьбах. Как и у А.Соколова, у случайно встреченного им в чужом городе беспризорного «парнишки»война все отняла –сгорел родной кров, в эвакуации убило бомбой мать, погиб на фронте отец. И вот два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку остаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность остаться до конца верным своим принципам, остаться мужчиной.

  • Слайд 12

    И как выразительна эта перекличка: мальчик, который нашел своего «папку» смотрит на мир «светлыми , как небушко , глазами», а у мужчины, после того как он решает взять мальчика к себе в «сынки», сразу стало легко и как-то светло». За этой двуединой общей судьбой здесь допустимо более широкое обобщение, ощущение судьбы героически прошедшего через ужасы войны, через «нелюдские» муки и неслыханные испытания всего нашего народа –победителя, т.е.война и человек. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадального народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

  • Слайд 13

    Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова. А.Т Твардовский

  • Слайд 14

    3.Композиция произведения 1)В чем особенности композиции рассказа? 2) Из скольких частей состоит рассказ? 3) Назвать все части рассказа.

  • Слайд 15

    І часть. Авторский зачин. Введение

    Описание обстановки, в которой произошла встреча автора с героем. ІІ часть. Повествованиеслучайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе ІІІ часть. Короткая концовка. Описание душевного состояния автора, тяжелой грусти, охватившей его под влиянием услышанного

  • Слайд 16

    Повествованиерассказчика обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой его концовкой. Центральная, собственно сюжетная частьпроизведения, заполненная в основном повествованием Андрея Соколова, отчетливо ограничена от авторского зачина и концовки, выделена особым приемом.

  • Слайд 17

    1) Как называется такой прием? Рассказ в рассказе. 2) Как это вы понимаете? В начале и в конце рассказа повествование ведет автор, а в основной части – герой А.Соколов. 3) Одинакова ли тональность каждой из трех частей? Каждая часть композиции отличается способами образного воспроизведения действительности.

  • Слайд 18

    Эпическое начало находит свое воплощение в сказовой форме повествования –герой рассказа выступает одновременно в роли повествователя, благодаря чему перед нами проходит не отдельный эпизод из жизни, а целая жизнь человеческая, его судьба в соединении с трагической судьбой его родных и товарищей.

  • Слайд 19

    І часть композиции. Обратим особое внимание на описание весенней природы. Иллюстрация 1. Каково значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа? Иллюстрации 2,3,4. Покажите связь формы и содержания, т.е. композиции и сюжета, взаимопереход друг в друга.

  • Слайд 20

    ІІ часть композиции – центральная часть является сюжетной частью произведения. Велика роль сюжета в создании характера А.Соколова и портретных зарисовок других персонажей. Все это мы узнаем через повествование А.Соколова. Композиция, являющаяся относительно самостоятельным элементом содержания, организует сюжет.

  • Слайд 21

    Почему А.Соколов так доверителен в разговоре с рассказчиком? Чем он к себе расположил? Иллюстрация 5. Озаглавьте иллюстрацию. Иллюстрации 6 а),б),в). Озаглавьте иллюстрации. Иллюстрации 7,8 а),б). Озаглавьте иллюстрации.

  • Слайд 22

    Иллюстрация 9 Иллюстрации 10, 11. Иллюстрации 12, 13, 14. Иллюстрация 15. Иллюстрация 16. Иллюстрации 17, 18а), б). Иллюстрация 19. Иллюстрация 20.

  • Слайд 23

    Кто кому нужнее: взрослый ребенку или ребенок взрослому? Иллюстрации 1,2,3,4,5,6,7. Такое внимание к этому эпизоду художников: 1.В.Верейского 2.Ю.П.Реброва 3.Б.М.Басова 4.Г.Ханджяна 5.П.Пинкисевича 6.С Трофимова 7.Л.Петрова

  • Слайд 24

    А Соколов не совершил никаких особенных подвигов, а просто прожил свою нелегкую жизнь достойно и предельно честно. Автор четко расставляет в ней такие временные вехи: гражданская война (воевал в Красной армии (1922), страшный голод (ишачил на кулаков на Кубани), июнь 1941г. (на третий день ушел на фронт), 1942г. (попадает в плен), май 1945г. (встречает победу в Германии). А Соколов делал в жизни все, что положено делать мужчине: работал день и ночь, построил дом для большой семьи, воспитал сына – надежду свою и гордость.

  • Слайд 25

    На фронте не думал о своей жизни, выполняя долг, смерти глядя в глаза, умел терпеть, сумел выжить в условиях, несовместимых с жизнью. Судьба, словно проверяя его на прочность, посылала ему тяжелейшие испытания и лишила всего, что составляет смысл жизни на земле: родного дома, любимой женщины, дочерей, сына – продолжателя рода, товарищей –фронтовиков. Осталась только память об ушедших и чувство вины от того, что пережил их всех. Но жизнь нельзя остановить, и пока будет жить человек, будет биться в нем сердце, полное добра и сострадания к другим людям.

  • Слайд 26

    А.Соколов сумел стать выше своей судьбы, усыновив Ванюшу, получил он главное –надежду. Надежду на то, что не прервется связь поколений, не прервется связь времен. И вдруг А.Соколов солгал, сказал, что Ваня его сын. Ложь... Какая она в рассказе? Корыстная или святая ложь? Ищет ли А Соколов спасения во лжи? Повернется ли язык назвать эти слова ложью??

  • Слайд 27

    Она как бы сразу перестает быть ложью: не только мальчик поверил в это, что и сам Соколов тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном. Самоотверженная любовь, нежность, пробудившиеся в его душе и Заставившие его произнести слова: « Я твой отец», превратили их в правду.

  • Слайд 28

    ІІ часть композиции – драматическая, передающая героическую трагедию человека, свято исполняющего свой долг перед Родиной, действующего по законам исторической необходимости, пронизывает всю систему включенных в рассказ сюжетных ситуаций, передающих последовательное нарастание трагического драматизма,кульминацией которого служат

  • Слайд 29

    Как вы считаете, какие эпизоды являются кульминационными? У глубокой бомбовой воронки, «налитой ржавой водой». 2. Похороны убитого в последний день войны сына. 3. А Соколов у немецкого коменданта.

  • Слайд 30

    Описание душевного состояния автора, тяжелой грусти, охватившей его под влиянием услышанного, мы отмечаем в ІІІ части композиции, в его короткой концовке.

  • Слайд 31

    Иллюстрация 21. Что стоит за словами из прочитанного абзац «…и хотелось бы подумать»: пожелание? предположение? уверенность автора?

  • Слайд 32

    Жизнь, на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне, и на зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой... В.Распутин

  • Слайд 33

    В рассказе много плачут. Когда и кто плачет?

  • Слайд 34

    1.Безудержно плачет перед расставанием с мужем Ирина, жена А Соколова. 2. Плачет женщина, когда собирает обед Ванюше. 3.Сам рассказчик плачет ночью, во сне: «Проснусь, и вся подушка мокрая от слез.» 4.Плачет, глядя вслед удаляющимся мужчине и мальчику сам автор рассказа. 5.Да едва ли удержатся от слез чуткие и восприимчивые читатели рассказа и зрители фильма «Судьба человека».

  • Слайд 35

    Что вы ощутили, прочитав этот рассказ? Какие важные нравственные категории, шкалу истинных общечеловеческих ценностей вы для себя выявили?

  • Слайд 36
  • Слайд 37

    С полным основанием можно назвать рассказ «Судьба человека» высшей школой искусства человековедения, который несет заряд духовного, интеллектуального и эмоционального воздействия. Судьба А Соколова поучительна не только в отношении определения человеком места в непосредственной борьбе, но и в определении и осмыслении своего времени, найти свое место в жизни.

  • Слайд 38

    Уроки Шолохова обязывают служить правде, людям, Родине, обогащают опыт, умение выбирать берег жизни.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке