Содержание
-
А. И. Куприн.
(1870-1938)
-
А. И. Куприн. Жизнь и творчество .
«Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом». К.Г.Паустовский
-
Детские годы
Куприн Александр Иванович родился в г. Наровчат Пензенской губ. в семье мелкого чиновника. Мать, урожд. Кулунчакова, дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец умер, когда Куприну не исполнилось и года. Семья оказалась в столь бедственном материальном положении, что мать Куприна была вынуждена поселиться с сыном в московском Вдовьем доме.
-
Годы учёбы
Когда мальчику исполнилось 6 лет, Любовь Алексеевна определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил почти 4 года. В 1880 Куприн поступил во II Московскую военную гимназию, которая через 2 года была реорганизована в кадетский корпус. Тягостная жизнь «казенного мальчика» изображена им в повести «На переломе (Кадеты)» (1900). А.И.Куприн – кадет. 1880 г.
-
По окончании корпуса в 1888 Куприн поступил в III Александровское военное училище, готовившее пехотных офицеров. К этому «юнкерскому» периоду относится первая публикация Куприна: в 1889 он напечатал в «Русском сатирическом листке» рассказ «Последний дебют», наивный и подражательный. Летом 1890 Куприн окончил училище и, получив чин подпоручика Провинциальный быт, скука, утомительная муштра, грубые нравы все это сильно расходилось с его представлениями об офицерской службе. Вместе с разочарованием в нем зрел протест, который и привел в конце концов к отставке в 1894.
-
Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» выходят его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899), "Поход". «Русское богатство» В 1894 Куприн выходит в отставку, не имея никакой гражданской профессии и малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е публикует очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский»).
-
В 1907 г. женится вторым браком на сестре милосердия Е.Гейнрих, рождается дочь Ксения. А.И. Куприн с женой Елизаветой Морицовной во время первой мировой войны. Фото 1914 А.И. Куприн с дочерью Ксенией на коне. Справа стоит Елизавета Морицовна. Фото 1911
-
А.И. Куприн и Ф.И. Шаляпин. Петербург. Фото 1911 Куприн в водолазном костюме Заикин поднимает Куприна и А.Н.Будищева, 1913 г.
-
В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело и т. д. Между тем житейская необходимость все более соединялась у Куприна с желанием глубже познать мир и людей. Им двигали «безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство».
-
С подлинным вдохновением создавались им новеллы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907- 1911). Два последних связаны с дорогими сердцу художника Одессой и Балаклавой. Рассказ о скрипаче Сашке, прошедшем кровавую войну, изувеченном в тюрьме, «дважды воскресшем», Куприн завершает знаменательной фразой: «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит
-
С 1911 Куприн жил в Гатчине. Когда в окт. 1919 в нее вошли войска Юденича, он целиком подчинился обстоятельствам военного времени. Вместе с разгромленными остатками белых он отступал в направлении Нарвы и в конце концов вынужден был покинуть родину. Летом 1920 он приехал с семьей в Париж. Куприн мучительно переживал разрыв с Россией. «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще и глубже», признавался он в одном из писем в 1924. А.И. Куприн в своем кабинете в Гатчине. Фото 1908
-
Кабинет А.И.Куприна в Париже. 1936 г Долгое время Куприн никак не мог вернуться к художественному творчеству. Лишь во 2-й пол. 20-х он снова начинает писать. Один за другим выходят сборники прозы «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Купол св. Исаакия Далматского» (Рига, 1928), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанета» (Париж, 1934) и др. Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к прошлой жизни в России. Он продолжает развивать в них свои излюбленные темы и мотивы. Так, цирку посвящены новеллы «Ольга Сур» (1929), «Дурной каламбур» (1929), «Блондель» (1933); русская природа воссоздана в рассказах «Елань», «Ночь в лесу», «Вальдшнепы» и др. Последняя крупная вещь роман «Юнкера» (вышел отдельным изд. в Париже в 1933) повествует о годах юности писателя. Куприна не покидала мысль о возвращении на родину.
-
Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине приводят его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Публикует очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака пищевода. Приезд А.И. Куприна на Родину. Фото 1937
-
Музей А.И. Куприна в Наровчате «Наровчат вроде Москвы, но несколько красивее», - говорил Александр Иванович Куприн, родившийся в этом уездном городке 7 сентября 1870 г. и где в доме семьи Куприных в 1981 г. был открыт музей писателя. Посетители музея оказываются гостями уютного дома Куприных, где в Красном углу теплится лампадка пред иконой с образом святого благоверного князя Александра Невского, призванного спасти и сохранить младенца Александра; на столе шумит самовар, а со стен гостиной в старых рамочках смотрят родные, все, те, кого Куприн сделает героями многих своих произведений. Бюст-памятник А. И. Куприну.
-
В числе завсегдатаев Гамбринуса был и А.Куприн, обессмертивший это заведение. Подберите или нарисуйте иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Тема бессмертия искусства в рассказе «Гамбринус».
-
Оркестр «Гамбринус» 1910 года.Слева направо:Баянист Константин Вересковский,Александр Певзнер – «Сашка-скрипач»,Пианист Игнат Вересковский
-
Какие мелодии играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка? Русские, малороссийские, еврейские, молдавские народные мелодии, городские мещанские романсы, «воровские» песни, английская джига, итальянская и африканская народная музыка.
-
«Сашка-музыкант» Открыт: 2001 год Скульптор: Александр Князик – Казалось бы, Сашка – герой короткого рассказа Куприна «Гамбринус». И одновременно – исторический персонаж, музыкант Александр Певзнер, талант которого современники сравнивали с Паганини. Жизнь его одновременно трагична и комична. И Князику блестяще удалось сочетать этот трагизм и комизм. На бочке, в полупьяненькой позе, в которой он, собственно, всегда и находился, сидит гениальнейший исполнитель. Король музыкантов Одессы. И корона на его голове – тому доказательство.
-
Впечатления о прочитанном .«Олеся».
Каковы темы повести А.И.Куприна «Олеся»? Какова идея повести? Тема "волшебной" любви, тема недостижимости счастья. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства)
-
Сравнительная характеристика главных героев
Олеся Иван Тимофеевич Принятые в обществе нормы поведения чужды ей Находится во власти общественного мнения С открытой душой Сосредоточен на своем мире Трагические предсказания Слабость Самоотверженность и др. Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.
-
Впечатления о прочитанном («Олеся»). Федоров Александр Николаевич. А. Куприн. Олеся. Иллюстрация. 2000
-
-
-
Любовь …
Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь) Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова) Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
-
-
-
Герои повести о любви
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» Желтков: «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твоё…» Шеин: «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.