Содержание
-
Юрий Анатольевич Иванов Рассказ «Знамя полка»
-
В 5 классевы читали повесть Юрия Анатольевича Иванова «Крылатая Анюта»
Юрий Анатольевич долго жил в Шушенском. Он был директором этнографического музея-заповедника. Потом переехал в Сизую, где создавал музей своего друга, Ивана Сергеевича Ярыгина, и был его первым директором. Все годы Юрий Анатольевич писал стихи, рассказы, очерки о людях, рядом с которыми жил и работал.
-
Рассказ «Знамя полка» написан в 1969году и напечатан в 1972 в шушенской газете «Ленинская искра»Интервью с автором.- Почему был написан рассказ?- Тогда (после войны прошло 25 лет) военная тема была близка всем. Участники войны не считали себя героями. После фронта взялись за строительство. Поэтому кому-то надо было сохранить память о их подвигах. Молодёжь возглавила движение «Никто не забыт, ничто не забыто!» Собирали фронтовые письма, награды, воспоминания, создавали музеи.
-
Прототип
Был ли прототип у героя рассказа? Да. Василий Мельников, фронтовик-инвалид. Я слышал его рассказы о фронте в Балахте, на моей малой родине в детские годы. В военной биографии Василия Мельникова был и поединок с немцем, и знамя, и переправа через реку раненым, и спасение.
-
Иллюстрация к р. «Знамя полка»
-
Композиция рассказа
На какие части по содержанию можно разделить рассказ?
-
В содержании рассказа две части: изображение жизни героя Романа Сизова до войны; описание подвига Романа на фронте.
-
1 часть
Какие эпизоды из довоенной жизни ты считаешь самыми интересными и яркими? Зачем автор вносит их в рассказ? Почему Роман смог победить медведя?
-
Перечитаем эпизод
«Медведь рявкнул, встал на дыбы и пошёл на маленького, по сравнению с ним, человека. Ромка вскинул ружьё, нажал спуск, но механизм предал его - осечка, а потом ещё осечка. Он знал, что шатун не пощадит. Бежать было невозможно - догонит. Медведь был уже в пяти шагах от него. Но Ромку обожгла мысль: «А Катюша?». Он сорвал с головы меховую шапку и ловко бросил её прямо в передние лапы медведя. Зверь на несколько секунд отвлёкся. За эти секунды Ромка успел выхватитьнож и, нырнув под медведя, ударить его прямо в сердце».
-
Ромка знал, что ему надо победить, чтобы не принести горе Катюше. Он считал, что надо бороться до конца, не сдаваться.Это давало ему силы, стремление действовать, уверенность в себе.И в трудной ситуации пригодились его находчивость, ловкость, сила.
-
Что ещё помогло Роману в его довоенной жизни приготовиться к тяжёлым фронтовым испытаниям?
-
Когда Ромка стал ходить в школу, то на всю жизнь полюбил уроки быстрого движения, смекалки и силы. По пятам ходил за учителем, и тот постепенно стал готовить из него атлета. Ромка приходил к нему домой и до пота упражнялся с гирями. Сверчевский научил его приемам борьбы, бокса, акробатики. Пришло время, и Ромка, тайком от родителей, стал купаться с учителем в проруби. В деревне ему уже не находилось равных в борьбе. Клал на лопатки и парней, и кряжистых мужиков, которые, подвыпив, хвастали своей силой.
-
2 часть
Какое задание получил Роман Сизов с товарищами? Почему они оказались на вражеском берегу?
-
Составьте план для краткого пересказа событий, которые начинаются словами: «Ромка и два его товарища благополучно добрались до нужных координат. Минут через десять они нашли знамя».
-
план
1.Гибель товарищей. 2.Знамя спрятано. 3.Неравная схватка. 4.Допрос. 5.Поединок с чемпионом армии фюрера. 6. «Надо что-то придумать…» 7.В ледяной воде. 8.Спасительная лодка.
-
Поработаем с текстом. «Лакуна» (пропуск в тексте)
Фашисты продолжали __________, светом ракет уничтожая спасительную для разведчикатемноту. Чтобы____________, Ромка вытащил из-за пазухи знамя, сунул ____________и присыпал землей. Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка___________ножом, другого болевым приемом. Теперь, ___________, разведчик бросился к реке.
-
Фашисты _______на него по одному, по трое. Ромка сбивал их ____________,_______, _______, ___________. ____________такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону, предоставляя право получать увечья более храбрым. Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то _________человек, они __________в кольцо и стали медленно его__________. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим _____________ ____________выскакивающих к нему смельчаков. И тут на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, ____
-
У автора так Фашисты продолжали паниковать, светом ракет уничтожая спасительную для разведчика темноту. Чтобы не рисковать, Ромка вытащил из-за пазухи знамя, сунул под валун и присыпал землей. Его заметили. Двое фашистов бросились на него сзади. Одного Ромка успокоил ножом, другого болевым приемом. Теперь, не маскируясь, разведчик бросился к реке. Фашисты лезли на него по одному, по трое. Ромка сбивал их кулаками,ножом, головой, ногами. Ошарашенные такой ловкостью и силой, некоторые отскакивали в сторону, предоставляя право получать увечья более храбрым. Когда гитлеровцы поняли, что перед ними какой-то необычный человек, онисомкнулись в кольцо и стали медленно его сжимать. Ромка понял, что ему не уйти, и с еще большим ожесточением ломал выскакивающих к нему смельчаков. Ромка напружинился, готовый к последнему броску. И тут же на него бросилось несколько человек. Но и они не могли повалить русского парня. Он стоял крепко, как сибирский кедр.
-
Как писатель показал, что, даже оказавшись один в окружении фашистов, русский разведчик не теряет присутствия духа (подбери синонимк этому выражению).
-
Когда Ромку заставили бороться с «победителем армии фюрера», он решает: «Буду бороться, может, какая польза выйдет
-
Подумай.
Роман Сизов оказался в сложнейшей ситуации, когда для другого человека не было бы никакой надежды остаться в живых и спасти знамя. А у него, у сибирского парня, всё получилось. Что помогло ему? Как об этом говорит автор?
-
«Чтобы вынести знамя, чтобы увидеть далекую сибирскую тайгу и Катюшу, нужно победить его», - думал Ромка. Он смело нырнул под офицера, как когда-то под медведя… Судьба знамени и судьба полка зависели только от него, разведчика Романа Сизова. «Шлепнут сейчас, и никто добрым словом непомянет, - рассуждал он обостренным сознанием. - Растяпа, скажут, а то еще хуже. Ведь целый полк опозорю, расформируют... А что домой напишут?.. Нет, надо что-то придумать...»
-
Подумай над образом героя
Какие качества в характере героя хочет подчеркнуть писатель?
-
Любовь к Родине (патриотизм:патрия – латинский - родина) Верность присяге. Чувство ответственности перед боевыми товарищами. Мужество и готовность к самопожертвованию. Понимание, что надо идти до конца, то есть использовать все возможности.
-
Вы прочитали рассказ о подвиге. Подумайте, что же такое подвиг? Чем героический поступок отличается от других поступков людей?
-
Из толкового словаря
«Подвиг – героический, самоотверженный поступок.» Но героизм – это не просто отчаянная храбрость. Подвигом называют героический поступок, который совершается для людей и связан с самопожертвованием, то есть с жертвованием своими интересами ради других.
-
Смысл рассказа
Мы видим, что для автора важно показать не только то, как совершается подвиг, но и то, почему человек смог победить в сложнейшей ситуации, собрав все свои физические и духовные силы. Писатель считает, что человек должен быть готов к совершению подвига. Героями не рождаются – героями становятся. К подвигу человек готовит себя с детства и всю жизнь. Герои остаются в памяти живых.
-
Если бы русские люди не были готовы к войне физически, они не смогли бы победить. ( об этом говорит довоенное прошлое героя) До войны молодёжь занималась в оборонно-массовых обществах «ГТО» - «Готов к труду и обороне»
-
Поэт Юрий Анатольевич Иванов
Юрий Анатольевич Иванов пишет не только рассказы и повести, то есть прозу, но и стихи. Он поэт. О чём его стихи? Читайте и думайте.
-
«О жизнь,тебя боготворю!»
О жизнь, тебя боготворю! Как сердце радугой играет! Я гимны радости пою И землю милую молю: Пусть никогда не умирает! Пусть светлым звоном серебра Поют в лесах святые птицы… Благословенная игра! И всем влюблённым до утра Весною пусть не спится…
-
…Земля, как много над тобой Мечей зависло ядовитых, И если грянет адов бой… Но верь: спасёт тебя любовь! Не улетай с её орбиты!
-
Подумаем
Каким чувством проникнуто это стихотворение? Какими языковыми средствами рождается данное чувство? Во что верит поэт?
-
«Крылатые люди» (отрывок)
О, как всё просто под луной, И как под мудрым солнцем сложно: Пойми же, человек чудной, Талантливый – он как святой. Жить без талантов невозможно. …Молюсь от имени землян: Людей крылатых шлите, Боги! Без них темно и по утрам, Без них не жить двуногим нам И не найти из тьмы дороги.
-
В чем смысл этого стихотворения? Как поэт Иванов воспринимает жизнь? Что он считает самым важным в ней?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.