Презентация на тему "«Мертвые души» Н.В. Гоголь" 10 класс

Презентация: «Мертвые души» Н.В. Гоголь
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "«Мертвые души» Н.В. Гоголь"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 20 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 10 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: «Мертвые души» Н.В. Гоголь
    Слайд 1

    Жанровое своеобразие «Мертвых душ»

    Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

  • Слайд 2

    Цель урока

    Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение

  • Слайд 3

    «Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

  • Слайд 4

    Размышления о жанре произведения

    Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал

  • Слайд 5

    «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…» В.Г.Белинский

  • Слайд 6

    Вывод

    Субъективность произведения проявилась: в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

  • Слайд 7

    Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор. Задача эпической части Задача лирической части Показать «хотя с одного боку Русь» Показать лирический идеал автора

  • Слайд 8

    Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

  • Слайд 9

    Язык лирической части поэмы

    Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное):«Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное». Высокая образность - метафоры(«Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

  • Слайд 10

    - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»). 3. Поэтический синтаксис: - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»); - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

  • Слайд 11

    - обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»); - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

  • Слайд 12

    - ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»); - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…» - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).

  • Слайд 13

    Язык эпической части поэмы

    Речь героев индивидуализирована. Широко вводятся: - просторечная лексика - просторечные устойчивые обороты - пословицы и поговорки Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

  • Слайд 14

    Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.

    Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

  • Слайд 15

    В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

  • Слайд 16

    Черты романа в «Мертвых душах»

    Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета. Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой). Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон») «Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

  • Слайд 17

    Принципы плутовского романа

    Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги) Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму. Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

  • Слайд 18

    Вывод

    Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается По проблематике произведение шире плутовского романа Лирические и эпические картины сменяют друг друга Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче

  • Слайд 19

    Спасибо за работу! Удачи вам!

  • Слайд 20
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке