Содержание
-
Звукопись в творчестве К. Бальмонта
-
Аллитерация на «Р»- сила, страсть, ярость…
В любви неверный, расту циклоном,Взметаю тучи, взрываю море,Промчусь в равнинах протяжным стоном –И гром проснётся в немом просторе… Ключевой эпитет- «неверный».
-
Аллитерации на плавные Л, Н, М- лёгкость, воздушность, нежность, всепроникающая сила.
Я вольный ветер, я вечновею,Волную волны, ласкаю ивы,Вветвяхвздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы… Ключевой эпитет- «вольный».
-
Аллитерация на плавные и В- вечный, невесомый, ласковый и нежный…
Ключевой эпитет- «счастливый». Но снова лёгкий, всегда счастливый,Нежней, чем фея ласкает фею,Я льну к деревьям, дышу над нивой,И, вечно вольный, забвеньемвею…
-
Звукобуквенный повтор ключевого слова Ветер, представляющий собой анаграмму.
Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.
-
Безглагольность.
Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье - глухое, немое. Аллитерация «б»- боль, безнадежность, серый цвет. Ассонанс- «е»- отрицание.
-
Бог и Дьявол
Противопоставление аллитераций Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты. Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат.
-
Лестница
Аллитерация на «Ц»- страсть, сочность, звук поцелуя… Только бы встречаться. Только бы глядеть.Молча сердцем петь.Вздрогнуть и признаться. Вдруг поцеловаться. Ближе быть, обняться. Сном одним гореть Двум в одно смешаться. Без конца сливаться. И не расставаться, - Вместе умереть.
-
Нет дня, чтоб я не думал о тебе
Ассонанс «е»- отрицание отрицания. Аллитерация «м»- мольба, «ж», «ш»- желание, страсть. Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты, И все же ты далеко от меня. О, боль моя! Желанна мне лишь ты, Я жажду новой боли и огня! Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя всей силою души, Люблю тебя всей кровью молодой, Люблю тебя, люблю тебя, спеши!
-
АНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ
Ассонансы «е», «о»- отрицание Аллитерации «н»- сонливость, плавность, застывание в одной точке времени- пространства- неподвижность, незыблемость. Ангелы опальные,Светлые, печальные,Блески погребальныеТающих свечей,-Грустные, безбольныеЗвоны колокольные,Отзвуки невольные,Отсветы лучей,-Взоры полусонные,Нежные, влюбленные,Дымкой окаймленныеТонкие черты,-То мои несмелые,То воздушно-белые,Сладко-онемелые,Легкие цветы. Чувственно-неясные,Девственно-прекрасные,В страстности бесстрастныеТайны и слова,-Шорох приближения,Радость отражения,Нежный грех внушения,Дышащий едва,-Зыбкие и странные,Вкрадчиво-туманные,В смелости нежданныеПроблески огня,-То мечты, что встретятсяС теми, кем отметятся,И опять засветятсяЭхом для меня!
-
Ассонанс «О»- бесконечность.
Она отдалась без упрека,Она целовала без слов.- Как темное море глубоко,Как дышат края облаков!Она не твердила: "Не надо",Обетов она не ждала.- Как сладостно дышит прохлада,Как тает вечерняя мгла!Она не страшилась возмездья,Она не боялась утрат.- Как сказочно светят созвездья,Как звезды бессмертно горят! СКРЫТЫЙ КЛЮЧЕВОЙ СИМВОЛ- «ВЕЧНОСТЬ»
-
Камыши Аллитерация звуков «ш» - шорох, «с» - свист ветра, «з,ж»- чувство безнадёжности, обреченности
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет. "Кого? Для чего? - камыши говорят, - Зачем огоньки между нами горят?" Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
-
РИВВЕЙРАЧередование аллитераций» «р»- «л»- ярость, разрыв- покорность, слабость
Ты не был знаком с ароматомКругом расцветавших цветов.Жестокий и мрачный анатом,Ты жаждал разъятья основ.Поняв убедительность муки,Ее затаил ты в крови,Любя искаженные руки,Как любят лобзанья в любви.Ты выразил ужас неволи —И бросил в беззвездный пределКошмары исполненных боли,Тобою разорванных тел.Сказав нам, что ужасы пытокВ созданьях мечты хороши,Ты ярко явил нам избытокИ бешенство мощной души.И тьмою, как чарой, владея,Ты мрак приобщил к красоте,Ты — брат своего Прометея,Который всегда в темноте. СКРЫТЫЙ СИМВОЛ «СИЛА ТЬМЫ, ЖЕСТОКОЙ ВОЛИ»
-
Кто когоАссонансы «О», «А»- «взрыв» строк- энергия удара, радость победы.
Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню. Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню. Конь мой спорый. Топи, боры, степи, горы пролетим. Жарко дышит. Мысли слышит. Конь - огонь и побратим. Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал? Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.
-
Линии светаСонорные «л, р, н»- нежная и трепетная энергия любви, передана сочетанием с аллитерацией плавного «В».
Длинные линии света Ласковой дальней луны. Дымкою море одето. Дымка — рожденье волны. Волны, лелея, сплетают Светлые пряди руна. Хлопья плывут — и растают, Новая встанет волна. Новую линию блеска Вытянет ласка луны. Сказка сверканий и плеска Зыбью дойдет с глубины. Влажная пропасть сольется С бездной эфирных высот. Таинство небом дается, Слитность — зеркальностью вод. Есть полногласность ответа, Только желай и зови. Длинные линии света Тянутся к нам от любви.
-
Ломаные линии Сонорные «л, р, н»- скрытая угроза,передана сочетанием с аллитерацией «з,щ,с,ч,х»
Ломаные линии, острые углы. Да, мы здесь — мы прячемся в дымном царстве мглы. Мы еще покажемся из угрюмых нор, Мы еще нарядимся в праздничный убор. Глянем и захватим вас, вбросим в наши сны. Мы еще покажем вам свежесть новизны. Подождите, старые, знавшие всегда Только два качания, только нет и да. Будет откровение, вспыхнет царство мглы. Утро дышит пурпуром... Чу! Кричат орлы!
-
Надгробные цветы
Ассонанс «е» в сочетании с аллитерациями «с-ш-т-ч-п» создают эффект умирания, сожаления. Пока вдали не загорятся На бледном небе янтари. Тогда, поняв, что жизнь минутна, Что безуспешна их борьба, Рыдая горестно и смутно, Они идут в свои гроба. Вот почему наутро блещут Цветы над темною плитой: В них слезы горькие трепещут О жизни - жизни прожитой. Среди могил неясный шепот, Неясный шепот ветерка. Печальный вздох, тоскливый ропот, Тоскливый ропот ивняка. Среди могил блуждают тени Усопших дедов и отцов, И на церковные ступени Восходят тени мертвецов. И в дверь церковную стучатся, Они стучатся до зари,
-
Звук«Пиршество» ассонансов:1,3 строфа- «ой»,4- «ей», 5 – «е»Аллитераций: «к,ч».Поэтическая задача - метаморфозы звука.
Тончайший звук, откуда ты со мной? Ты создан птицей? Женщиной? Струной? Быть может, солнцем? Или тишиной? От сердца ли до сердца свеян луч? Поэт ли спал, и был тот сон певуч? Иль нежный с нежной заперся на ключ? Быть может, колокольчик голубой Качается, тоскуя сам с собой, Заводит тяжбу с медленной судьбой? Быть может, за преградою морей Промчался ветер вдоль родных полей И прошептал: «Вернись. Приди скорей». Быть может, там, в родимой стороне, Желанная томится обо мне, И я пою в ее душе на дне? И тот берущий кажущийся звук Ручается, как призрак милых рук, Что верен я за мглою всех разлук.
-
В час вечерний Чередование ассонанса «о» с аллитерациями «з-ч» создает ощущение «песочных часов»- потока ускользающего времени
Зачем в названьи звезд отравленные звуки, - Змея, и Скорпион, и Гидра, и Весы? - О, друг мой, в царстве звезд все та же боль разлуки, Там так же тягостны мгновенья и часы. О, друг мой, плачущий со мною в час вечерний, И там, как здесь, царит Судьбы неправый суд, Змеей мерцает ложь, и гидра жгучих терний - Отплата мрачная за радости минут. И потому теперь в туманности Эфира Рассыпались огни безвременной росы, И дышат в темноте, дрожат над болью Мира - Змея, и Скорпион, и Гидра, и Весы.
-
Я мечтою ловил уходящие тени…
Торжествующая интонация жизнеутверждения, богоподобности, силы передаётся ликующим ассонансом «Я» Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
-
Русалка
Сочетание аллитераций «л-д-м-р» с ассонансами «о-у» создают два эффекта: 1. Передается звук плескания. 2. Возникает эффект завораживания, затягивания- русалочьих чар. Если можешь, пойми. Если хочешь, возьми. Ты один мне понравился между людьми. До тебя я была холодна и бледна. Я — с глубокого, тихого, темного дна. Нет, помедли. Сейчас загорится для нас Молодая луна. Вот — ты видишь? Зажглась! Дышит мрак голубой. Ну, целуй же! Ты мой? Здесь. И здесь. Так. И здесь... Ах, как сладко с тобой!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.