Содержание
-
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»Теоретическое занятие(лекция – атака мыслей)для учащихся третьего курса специальности 2-79 01 01 «Лечебное дело»ДИФТЕРИЯ
Преподаватель: Татарченко Светлана Анатольевна pptcloud.ru
-
В непосредственной близости от пораженных лимфатических узлов возникает отек подкожной клетчатки шеи.
-
Этот отек обусловлен серозным воспалением с многочисленными клеточными инфильтратами, а общетоксическое действие – токсином, поступающим в кровь.
-
Исходная проблемная ситуация: Учитывая механизм и пути передачи дифтерии составить перечень источников, обосновав каждый из них.
Высказывайте любые идеи! Все предложения записываются секретарями. Не думайте о том, реальны они или не реальны. Нельзя критиковать другие предложения !
-
правильное решение проблемной ситуации:
Источником дифтерии может быть человек и домашние животные (коровы, лошади, овцы и др.) : Больной (0,5 баллов) Носитель токсигенных штаммов (0,5 баллов) Носитель нетоксигенных штаммов (0,5 баллов) Транзиторный носитель (0,5 баллов) Кратковременный носитель(0,5 баллов) Носитель средней продолжительности(0,5 баллов) Затяжной носитель(0,5 баллов)
-
Локализованная дифтерия ротоглотки – наиболее частая форма.
При локализованной форме налеты располагаются только на миндалинах и не выходят за их пределы.
-
Наиболее типична пленчатая (сплошная) форма
Пленка сероватого цвета, гладкая с перламутровым блеском, с довольно четко очерченными краями, покрывает всю миндалину. Пленка располагается на поверхности миндалин, трудно снимается.
-
Токсическая форма – это наиболее тяжелая форма дифтерии зева.
Уже на 2-3-й день болезни налеты толстые, грязно - серого цвета, полностью покрывают поверхность миндалин, переходят на дужки, маленький язычок, мягкое и твердое небо.
-
Дифтерия I степени
отек шейной клетчатки достигает середины шеи;
-
Дифтерия II степени
отек шейной клетчатки до ключицы
-
Дифтерия III степени
отек шейной клетчатки ниже ключицы, «бычья шея»
-
Дифтерийный круп
дыхание становится затрудненным, шумным, появляются втяжение податливых мест грудной клетки (межреберий, над- и подключичных впадин, яремной ямки), напряжение вспомогательной дыхательной мускулатуры грудино-ключично-сосцевид-ной, трапециевидной и др.).
-
Дифтерия носа
При дифтерии носа на коже вокруг ноздри и верхней губе может отмечаться шелушение, а на слизистой носа — корки или пленчатый налет. При пленчатой форме у детей младшего возраста появляется сопение вследствие набухания слизистой оболочки носа.
-
Иногда на щеках, лбу, подбородке появляются разбросанные сухие корочки, очевидно, специфического характера, которые исчезают вскоре после введения сыворотки.
-
Дифтерия зева и гортани
. Обычно дифтерийный процесс распространяется из зева на гортань по стенкам глотки или, минуя ее (вторичный круп), изредка возможен переход налетов с гортани на зев.
-
Дифтерия кожи
У детей старшего возраста и взрослых протекает в виде язвенно-пленчатой формы по типу локализованной или токсической дифтерии. Образуется долго не заживающая язва с отечными красноватыми краями, покрытая серовато-грязной пленкой и скудным отделяемым.
-
Дифтерия слизистой оболочки полости рта
Дифтерийный процесс может возникнуть на слизистой оболочке щек, губ, десен и языка обычно в виде сравнительно большой язвы округлой или овальной формы, покрытой фибринозной пленкой с инфильтрированными краями и отечностью слизистой оболочки вокруг.
-
Исходная проблемная ситуация: Учитывая клинику заболевания необходимо составить перечень возможных осложнений и обосновать их.
На Ваши предложения никто не отвечает, по их поводу не дискутируют, их не оценивают и не анализируют, а записывают в том виде, в котором они излагаются.
-
Наиболее характерные осложнения дифтерии
миокардит ( 1 балл) невриты и полиневриты ( 1 балл) нефротический синдром ( 1 балл). кровоизлияния в надпочечники. ( 1 балл) паралич гортани( 1 балл) поражение глотки( 1 балл) паралич диафрагмы( 1 балл) смерть ( 1 балл )
-
Исходная проблемная ситуация: Учитывая клинику заболевания необходимо составить перечень возможных методов диагностики дифтерии и обосновать их.
Секретари фиксируют предложения, указывая фамилии выступающих. Эксперты помогают кратко формулировать мысли, которые секретари фиксируют.
-
Правильное решение проблемной ситуации:
Диагноз дифтерииосновывается на обнаружении характерных фибринозных, плотных белесовато-сероватых налетов, располагающихся на поверхности слизистой оболочки или кожи.(1 балл) Клиническая диагностика имеет решающее значение, так как медлить с введением противодифтерийной сыворотки и ждать результаты лабораторного исследования не представляются возможным.(1 балл) Из методов лабораторной диагностики наибольшее значение имеет бактериологическое исследование.(1 балл) Определить токсигенность коринебактерий можно in vivо на морских свинках, (1 балл)
-
Серологические методы исследования основаны на обнаружении антимикробных антител в РПГА.(1 балл) Для определения напряженности антитоксического противодифтерийного иммунитета имеет значение реакция Шика (1 балл определения антитоксина в крови по Йенсену (1 балл) однако в практической работе определение проводят in vitro – на плотных питательных средах методом преципитации в агаре по Оухтерлони. (1 балл)
-
Исходная проблемная ситуация:
Фельдшер ФАПа, вызванный к ребенку 5 лет, диагностировал у него дифтерию. Ребенок болен 3 дня. Мать заболевшего — учительница 1-го класса школы - сообщила фельдшеру, что она сама за 10 дней до заболевания ребенка перенесла ангину, однако работы в школе не прекращала и к врачу не обращалась. Семья больного занимает комнату в общежитии. Кроме заболевшего в семье есть еще один ребенок; 2 лет, не посещающий детского учреждения, вакцинированный против дифтерии в соответствии с календарём прививок. В соседней комнате живет продавщица отдела детских игрушек и ее мать — санитарка детской соматической больницы. На этаже находятся еще 4 детей, из них ребенок 4 лет, посещающий детский сад, вакцинированный и ревакцинированный год тому назад, и двое школьников 10 и 11 лет, ревакцинированные против дифтерии 4 года тому назад. Установите возможный источник инфекции. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге.
-
Правильное решение проблемной ситуации:
Источником инфекции для ребенка скорее, всего была мать, перенесшая ангину за несколько дней до заболевания своего ребенка. (1 балл)
-
Правильное решение проблемной ситуации:
Мероприятия в очаге: 2.1. Вызвать скорую помощь для госпитализации ребёнка в инфекционный стационар. Больного ребенка госпитализировать.(1 балл) 2.2.Мать ребенка подвергнуть бактериологическому обследованию на дифтерию (мазок из зева и носа) и до получения отрицательного результата лабораторного обследования отстранить от работы.(2 балла) 2.3.Соседей: продавщицу отдела детских игрушек и санитарку детской соматической больницы подвергнуть бактериологическому обследованию на дифтерию (мазок из зева и носа) , и до получения отрицательного результата лабораторного обследования отстранить от работы. (2 балла)
-
2.4.Двоим детям 4 и 10 лет поставить пробу Шика для выяснения наличия у них иммунитета к дифтерии.(1 балл) 2. 5.Ребенку 11 лет и всем взрослым провести прививку против дифтерии и столбняка вакциной АДС подкожно 0,5 мл.(1 балл) 2.6.В 1-м классе, где работает мать заболевшего, провести весь комплекс мероприятий среди лиц, контактных с больным дифтерией.(1 балл) 2.7.Установить медицинское наблюдение за всеми контактными в течении 7дней с момента госпитализации больного ( температура, состояние зева). (1 балл)
-
Рейтинговая шкала оценки работы учащихся на занятии
-
СПАСИБО!