Презентация на тему "Роль биологии в системе мед. образования"

Презентация: Роль биологии в системе мед. образования
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Роль биологии в системе мед. образования" разделена на 2 части: в первой речь идет о роли знаний биологии и цитологии в подготовке будущих врачей, во второй описывается особенности строения клеток, клеточная теория на современном ее этапе, разновидности клеток живых существ и пр.

Краткое содержание

  • Роль биологии в подготовке врача;
  • Уровни организации живого, его свойства;
  • Цитология;
  • Клеточная теория и ее современное состояние;
  • Клетка;
  • Особенности строения про-и эукариотических клеток.
  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    биология медицина
  • Конспект
    Отсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Роль биологии в системе мед. образования
    Слайд 1

    Роль биологии в системе мед. образования

    КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО.

  • Слайд 2

    План лекции

    • Биология – естественная наука о жизни.
    • Роль биологии в подготовке врача.
    • Сущность жизни. Уровни организации живого, его свойства.
    • Цитология – наука об основной форме организации живого.
    • Клеточная теория и ее современное состояние.
    • Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
    • Особенности строения про-и эукариотических клеток. Кариотип человека.
  • Слайд 3

    Биология

    • Биология - наука о жизни, которая изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития.
    • Предметом биологии являются живые организмы, их строение, функции, а также природные сообщества организмов.
    • Термин "биология" впервые был предложен Ж.Б. Ламарком в 1802 г., и происходит от двух греческих слов: bios - жизнь, logos - наука.
  • Слайд 4

    К биологии относятся

    1. морфологические дисциплины (анатомия, гистология), описывающие строение организмов;
    2. физиологические дисциплины (физиология клетки, животных, растений);
    3. общебиологические дисциплины (цитология, генетика, эволюционное учение и т.д.);
    4. экологические дисциплины (биогеография, паразитология);
    5. пограничные дисциплины (биохимия, биофизика, антропология).

    Познание сущности жизни – одна из основных задач современной биологии.

  • Слайд 5

    Значение разделов курса биологии в подготовке врача

  • Слайд 6

    Свойства живого

    "Жизнь-это функция взаимодействия белков и нуклеиновых кислот на Земле". (Дж. Бернал)

    Свойства живого:

    • саморегуляция,
    • самообновление,
    • самовоспроизведение.
  • Слайд 7

    Признаки живого

    1. Обмен веществ и энергии.
    2. Структурная организация.
    3. Дискретность и целостность.
    4. Репродукция.
    5. Наследственность и изменчивость.
    6. Рост и развитие.
    7. Раздражимость и движение.
    8. Внутренняя регуляция и гомеостаз.
  • Слайд 8

    Уровни организации живого

    • Молекулярно–генетический.
    • Клеточный.
    • Онтогенетический.
    • Популяционно–видовой.
    • Биосферно–биогеоценотический.
  • Слайд 9

    Цитология

    Цитология (от греч. cytos - клетка, полость, logos - наука). Раздел биологии, занимающийся изучением структурной и функциональной организации клетки как единицы живого.

  • Слайд 10

    Цитология

    В 1839 г. немецкий зоолог Т. Шванн опубликовал труд "Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений", в котором были заложены основы клеточной теории. В этой работе Шванн пришел к двум важным выводам:

    1. клетка - главная структурная единица всех растительных и животных организмов;
    2. процесс образования клеток обусловливает рост, развитие и дифференцировку всех растительных и животных тканей и организмов.
  • Слайд 11

    Современная клеточная теория

    • Клетка - основная структурно-функциональная и генетическая единица живого.
    • Клетки одно- и многоклеточных организмов сходны по строению, химическому составу и проявлению жизнедеятельности.
    • Размножение клеток осуществляется путем деления исходной (материнской) клетки.
    • Клетки многоклеточных организмов специализируются по функциям и образует ткани, органы, организмы.
    • Единое целое организма и интеграции его частей осуществляется, прежде всего, ЦНС.
    • В основе непрерывности, единства, разнообразия органического мира лежат обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость и раздражимость клеток.
  • Слайд 12

    Значение клеточной теории

    • Доказательство морфологической основы единства живой природы.
    • Общебиологическое объяснение живой природы.
    • Доказательство эволюционных процессов.
  • Слайд 13

    Жизненные формы организмов

    1. Доклеточные – царство вирусы.
    2. Клеточные:
    • прокариоты – царства бактерий и цианобактерий,
    • эукариоты – царства растений, животных, грибов.
  • Слайд 14

    Прокариоты - одноклеточные доядерные организмы (бактерии и сине-зеленые водоросли)

    • Эукариотические клетки имеют: обособленное ядро;
    • Цитоплазму с органоидами и включениями;
    • Наружную биологическую мембрану (плазмалемму).
  • Слайд 15

    Плазмалемм

    • Плазмалемма отделяет содержимое клетки от внешней среды и регулирует движение ионов и макромолекул в клетку и из нее.
    • Жидкостно-мозаичное строение (модель Сингера):
    • Двойной фосфолипидный слой.
    • Белки: поверхностные, погруженные, пронизывающие.
    • Олигосахариды.
  • Слайд 16

    Химический состав плазмалеммы следующий

    1. белки - 55%, из них до 200 ферментов,
    2. липиды - 35%;
    3. углеводы – 2-10% (в соединении с простыми или сложными белками).
  • Слайд 17

    Липиды мембраны

    1. Липиды мембраны выполняют структурную и барьерную функции. Белки - структурную; ферментативную, рецепторную, транспортную.
    2. Функция гликопротеидов - рецепторная.

    Свойства мембран:

    1. пластичность;
    2. полупроницаемость;
    3. способность самозамыкаться.

    Функции мембран:

    1. структурная;
    2. барьерная, защитная;
    3. регуляция обменных процессов;
    4. рецепторная;
    5. транспортная.
  • Слайд 18

    Способы поступления веществ в клетку

    • Пассивный транспорт
    • Движение без затрат энергии, по градиенту концентрации. Например, диффузия воды (осмос), газов и мелких молекул;
    • поступление веществ через поры;
    • облегченная диффузия посредством переносчиков (аминокислоты, сахара, жирные кислоты).
  • Слайд 19
    • Активный транспорт
    • Движение против градиента концентрации, с затратой энергии. Происходит при наличии специальных ионных каналов, ферментов и АТФ.
    • Так осуществляется работа натрий-калиевого и магний-кальциевого насоса, а так же процесс эндоцитоза (фаго-и пиноцитоза) и экзоцитоза.
  • Слайд 20

    Натрий-калиевый насос

  • Слайд 21

    Поступившие в клетку вещества могут использоваться

    Для синтеза веществ, необходимых самой клетке (анаболическая система); как источник энергии (катаболическая система).

  • Слайд 22

    К анаболической системе клетки относятся:

    1. Рибосомы.
    2. ЭР.
    3. Комплекс Гольджи.

    К катаболической системе клетки относятся:

    1. Лизосомы.
    2. Пероксисомы.
    3. Глиоксисомы.
    4. Митохондрии.
  • Слайд 23

    Цитоплазма – живое содержимое клетки без ядра

    В цитоплазме различают:

    • гиалоплазму (жидкая и твердая фазы);
    • органеллы;
    • включения.
  • Слайд 24

    Органеллы - это специализированные постоянные компоненты цитоплазмы.

    Органеллы делятся на две группы:

    1. Органеллы общего назначения:
      1. мембранного строения (митохондрии, пластиды, комплекс Гольджи, эндоплазматический ретикулюм, лизосомы, вакуоли);
      2. немембранного строения (рибосомы, клеточный центр).
    2. Органеллы специального назначения: миофибриллы, тонофибриллы, нейрофибриллы, реснички, жгутики.
  • Слайд 25

    Цитоплазматические включения

    Это непостоянные структуры в цитоплазме, представляющие собой продукты жизнедеятельности клеток.

  • Слайд 26

    Включения

  • Слайд 27

    Ядро (nucleus, karion) - это постоянный структурный компонент всех клеток эукариот.

  • Слайд 28

    Строение и функции ядра

    Строение ядра:

    1. Двумембранная оболочка.
    2. Нуклеоплазма.
    3. Хроматин - комплекс ДНК и гистоновых белков (дезоксирибонуклеопротеид, ДНП) в отношении 1 : 1,3.
    4. Ядрышко.

    Функции ядра:

    • хранение и передача генетической информации,
    • регуляция процессов жизнедеятельности клетки.
  • Слайд 29

    Метафазная хромосома (спирализованный хроматин) состоит из 2-х хроматид

    Форма определяется наличием первичной перетяжки - центромеры. Она разделяет хромосому на 2 плеча. Расположение центромеры определяет основные формы хромосом: метацентрические, субметацентрические, акроцентрические, телоцентрические.

  • Слайд 30

    Денверская международная классификация хромосом

    • Хромосомы классифицированы по величине и расположению центромеры.
    • Идиограмма – систематизированный кариотип.
    • В кариотипе соматической клетки человека:
      • 22 пары аутосом
      • 1 пара половых хромосом.
  • Слайд 31

    Кариотип

    Кариотип - диплоидный набор человека делят на 7 групп, в зависимости от размеров, формы хромосом.

    • 1-3 - крупные метацентрические
    • 4-5 - крупные субметацентрические
    • 6-12 и Х-хромосома - средние метацентрические
    • 13-15 - средние акроцентрические
    • 16-18 - относительно малые мета-субметацентрические
    • 19-20 - малые метацентрические
    • 21-22 и Y-хромосома - малые акроцентрические.
  • Слайд 32

    Хромосомы

    Согласно Парижской классификации хромосомы разделены на группы по их размерам и форме, а также линейной дифференцировке.

  • Слайд 33

    Хромосомы обладают следующими свойствами: (правила хромосом)

    • Индивидуальность.
    • Парность.
    • Постоянство числа, характерное для каждого вида.
    • Непрерывность передачи наследственной информации.
  • Слайд 34

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке