Содержание
-
Взаимосвязь ЛОР патологии и миофункциональных нарушений в детском возрасте
Г.А. Рамазанова ФГБУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России
-
Здоровый человек должен дышать только носом!
Новорожденные дети дышат только носом и могут не выжить, если при рождении носовой проход будет блокирован. Позже дыхание через рот становится физиологически возможным. У.Р. Проффит СОВРЕМЕННАЯ ОРТОДОНТИЯ, 2006
-
Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад нижней челюстью. Через 10-12 месяцев нагрузки при физиологическом сосании формируются нормальные взаимоотношения между верхней и нижней челюстями. В более старшем возрасте нормальному развитию зубочелюстной системы способствует правильное жевание. Считается, что у ребенка к 6-летнему возрасту функции жевания, глотания и речи сформированы. Нарушения этих функций описывают в литературе как «миофункциональные нарушения» или «орофациальные дисфункции».
-
Ротовое дыхание
Для дыхания ртом необходимо опустить нижнюю челюсть и язык и закинуть назад голову. При сохранении этих позиционных изменений будет увеличиваться высота лица. Нижняя челюсть будет ротироваться вниз и назад, открывая прикус и увеличивая сагиттальную щель; а увеличенное давление в результате натяжения щек может привести к сужению верхнего зубного ряда. У.Р. Проффит СОВРЕМЕННАЯ ОРТОДОНТИЯ, 2006
-
Развитие воздухоносных путей и лицевого скелета тесно взаимосвязаны - ротовое дыхание ведёт к задержке роста челюстей, верхнечелюстных пазух, недоразвитие средней трети лица, что отрицательно сказывается на развитии верхней челюсти и приводит к её сужению и формированию готической формы твердого нёба и дистальных дизокклюзий.
-
При полной заложенности носа происходит немедленное изменение черепно-позвоночного угла на 5°. Челюсти расходятся в стороны как в результате поднятия верхней челюсти, поскольку голова закидывается назад, так и в результате опускания нижней. После устранения непроходимости носа исходное положение немедленно восстанавливается. У.Р. ПроффитСОВРЕМЕННАЯ ОРТОДОНТИЯ, 2006
-
Влияние ортодонтического лечения
-
Педиатры отмечают период физиологической слабости мускулатуры ротовой области у детей в возрасте 4,5-8,5 лет, вследствие чего у ребёнка может возникнуть стереотип несмыкания губ. Челюстной рефлекс у детей в этот период (период раннего сменного прикуса), ещё не полностью сформирован, так как пародонтально-мышечные рефлексы - проприорецептивная реакция на окклюзионный контакт в области жевательной группы зубов – отсутствует из-за неполного прорезывания моляров.
-
Детские оториноларингологи отмечают период относительного увеличения объема лимфоидной ткани лимфоглоточного кольца именно с 3 до 7 лет. То есть указанные периоды практически совпадают, и это способствует развитию устойчивого паттерна ротового дыхания у детей в период раннего сменного прикуса.
-
В связи с этим на вопрос:Что первично? - затруднение носового дыхания, ведущее к развитию ротового типа дыхания и формированию «аденоидного» типа лица или нарушение прикуса, способствующее формированию затрудненного дыхания за счет снижения объёма полости носа ответа нет.
-
На нормальное челюстно-лицевое развитие оказывают влияние пять основных факторов:
1. Сомкнутое положение губ в состоянии покоя; 2. Зубы в покое в контакте или почти сомкнуты; 3. Нёбное положение языка в покое и при глотании; 4. Дыхание через нос; 5. Отсутствие напряжения периоральных мышц при глотании John Flutter, 2009.
-
Факторы, влияющие на формирование прикуса
- Анатомо-физиологические, генетические. - Сосание пустышки - Вредные привычки (сосание пальца, прокладывание языка между зубами и т.д.) - И другие
-
Аномалии развития нижней челюсти связаны, в свою очередь, с изменением тонуса мышц шеи, что нарушает миодинамическое равновесие организма в целом. В связи с этим аномалии прикуса нередко сопровождаются нарушениями осанки. У этих детей наблюдают узкие плечи, переднее положение головы и сутулость.
-
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ
-
-
Деформации челюстей в результате сосания пальца ведут к ротовому дыханию! Вредная привычка сосания пальца
-
Подобные зубочелюстные деформации нарушают смыкание губ. Последствия сосания большого пальца
-
Деформация зубных дуг Низкое положение языка Последствия вредных привычек
-
При прокладывании языка между зубами
-
Изменения прикуса сопряжено с нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области – миофункциональными нарушениями. Они проявляются как повышением, так и снижением активности мышц языка и губ, а также асимметрией работы жевательных мышц и инфантильным типом глотания.
-
Инфантильный тип глотания с напряжением периоральной мускулатуры
-
Формируется готическое нёбо – и как следствие снижение размеров полости носа.
-
В структуре зубочелюстных аномалий первое место занимает дистальная окклюзия зубных рядов (24-46%).
-
Сатыго Е.А., 2014.
-
С целью определить оториноларингологическую патологию сопутствующую нарушению прикуса в детском возрасте нами было обследовано 82 пациента в возрасте с 4 до 8 лет с ротовым дыханием. Нарушение прикуса выявлено у 47 (57,3 %) из них.
-
У лиц с ротовым дыханием и патологией прикуса имели место такие патологии как:
Тубоотит - более чем у 70 %, Искривление перегородки носа - более чем у 46 %, Увеличение глоточной миндалины – III степени у 6,8 %.
-
Совместно с ортодонтами нами были использованы преортодонтическиетрейнеры (модель T4 Infant, трейнеры для коррекции i2n, i2, i3n) и вестибулярные пластины на ночь, с целью перераспределения вдыхаемого воздуха через нос.
-
Пластинки для коррекции типа дыхания
При длительном ротовом дыхании и затруднении ношения трейнеров используют пластинки с дырочками.
-
Лечение сужения челюсти , заднего расположения челюсти
-
Результат при открытом прикусе
-
Вывод: необходим междисциплинарный подход к решению проблемы ротового дыхания путем использования ортодонтическихтрейнеров.
Это ведет к сокращению психотравмирующих ситуаций обусловленных оперативными вмешательствами (аденотомия, риносептопластика) и косметическому эффекту- правильному прикусу и сохранению эмали зубов.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.