Содержание
-
Тема 1. КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX вв.
-
Культура– это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
-
Восточнославянские племена и их соседи
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. Б.А. Рыбаков
- «Дунайская» (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский)
- «Прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)
-
-
Активные участники великого переселения народов– славяне.
Современные славянские народы–три группы:
-
Восточнославянские племена и их соседи
-
Восточнославянские племена и их соседи
-
Восточнославянские племена и их соседи
-
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
-
Торговый путь из варяг в греки
От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.
-
Балтийское море – Нева,_Ладожское озеро, Волхов, Ильмень озеро, Ловать, волоки до притоков Днепра, Днепр, Чёрное море.
Торговый путь из варяг в греки
-
Вече – собрания общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор предводителей – военных вождей.
Военная демократия
-
-
-
Религиозные верования
-
Языческие святилища и культовые предметы
-
Язычество
Язычество- это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей среды и политеизме.
- 1 этап - представления об упырях и берегинях
- 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап
- 3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
-
Характерные черты язычества
- политеизм– многобожие
- анимизм-вера в существование духов
- тотемизм- воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным или растением
- фетишизм- поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым предметам, наделяемым, сверхъестественными свойствами.
- магия- набор обрядов и ритуальных практик, которые основываются на вере в возможность воздействия через сверхъестественные силы на людей, животных и явления природы.
- культ предков
-
- шаманизм- совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (ведунов, волхвов) быть посредниками между людьми и духами
- одушевление и олицетворение природы
- цикличность сознания- т.е. вера в круговорот явлений
- мифическое мировоззрение- воображения коллективной, общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде существ, которые преломляются в сознании как вполне реальные.
-
Языческие праздники
- Коляда
- Масленица
- Ивана Купала
В славянском календаре крупные праздники были связаны в первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.
-
Сказочные персонажи, унаследованные с языческих времён
- Кощей бессмертный
- Баба-Яга
- Змей-Горыныч
- Дед Мороз
- Снегурочка
-
Во что верили славяне
- Боги
- Духи
- Ярило
- Перун
- Сварог
- Велес
- Мокошь и др.
- Леший
- Домовой
- Водяной
- Лихо
- Банник и др.
-
Духи
-
-
-
-
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
- Даждьбог
- Род
- Сварог
- Стрибог
-
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
- Хорс
- Перун
- Мокошь
- Велес
- Лада
-
Языческая реформа Владимира Красное Солнышко в 980 г.
- Первая религиозная реформа Владимира – попытка унифицировать язычество и ввести культ языческого бога Перуна в качестве единой общегосударственной религии
- Языческая реформа преследовала две цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов.
-
Двоеверие
- Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами.
- Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.
- Культ Велеса был заменен культом св. Власия Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей.
-
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай — Велес) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.