Содержание
- 
              
            
Тема 1. КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX вв.
 - 
              
            
Культура– это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
 - 
              
            
Восточнославянские племена и их соседи
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. Б.А. Рыбаков
- «Дунайская» (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский)
 - «Прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)
 
 - 
              
            
 - 
              
            
Активные участники великого переселения народов– славяне.
Современные славянские народы–три группы:
 - 
              
            
Восточнославянские племена и их соседи
 - 
              
            
Восточнославянские племена и их соседи
 - 
              
            
Восточнославянские племена и их соседи
 - 
              
            
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
 - 
              
            
Торговый путь из варяг в греки
От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.
 - 
              
            
Балтийское море – Нева,_Ладожское озеро, Волхов, Ильмень озеро, Ловать, волоки до притоков Днепра, Днепр, Чёрное море.
Торговый путь из варяг в греки
 - 
              
            
Вече – собрания общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор предводителей – военных вождей.
Военная демократия
 - 
              
            
 - 
              
            
 - 
              
            
Религиозные верования
 - 
              
            
Языческие святилища и культовые предметы
 - 
              
            
Язычество
Язычество- это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей среды и политеизме.
- 1 этап - представления об упырях и берегинях
 - 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап
 - 3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
 
 - 
              
            
Характерные черты язычества
- политеизм– многобожие
 - анимизм-вера в существование духов
 - тотемизм- воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным или растением
 - фетишизм- поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым предметам, наделяемым, сверхъестественными свойствами.
 - магия- набор обрядов и ритуальных практик, которые основываются на вере в возможность воздействия через сверхъестественные силы на людей, животных и явления природы.
 - культ предков
 
 - 
              
            
- шаманизм- совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (ведунов, волхвов) быть посредниками между людьми и духами
 - одушевление и олицетворение природы
 - цикличность сознания- т.е. вера в круговорот явлений
 - мифическое мировоззрение- воображения коллективной, общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде существ, которые преломляются в сознании как вполне реальные.
 
 - 
              
            
Языческие праздники
- Коляда
 - Масленица
 - Ивана Купала
 
В славянском календаре крупные праздники были связаны в первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.
 - 
              
            
Сказочные персонажи, унаследованные с языческих времён
- Кощей бессмертный
 - Баба-Яга
 - Змей-Горыныч
 - Дед Мороз
 - Снегурочка
 
 - 
              
            
Во что верили славяне
- Боги
 - Духи
 - Ярило
 - Перун
 - Сварог
 - Велес
 - Мокошь и др.
 - Леший
 - Домовой
 - Водяной
 - Лихо
 - Банник и др.
 
 - 
              
            
Духи
 - 
              
            
 - 
              
            
 - 
              
            
 - 
              
            
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
- Даждьбог
 - Род
 - Сварог
 - Стрибог
 
 - 
              
            
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
- Хорс
 - Перун
 - Мокошь
 - Велес
 - Лада
 
 - 
              
            
Языческая реформа Владимира Красное Солнышко в 980 г.
- Первая религиозная реформа Владимира – попытка унифицировать язычество и ввести культ языческого бога Перуна в качестве единой общегосударственной религии
 - Языческая реформа преследовала две цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов.
 
 - 
              
            
Двоеверие
- Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами.
 - Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.
 - Культ Велеса был заменен культом св. Власия Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей.
 
 - 
              
            
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай — Велес) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п.
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
      
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.