Содержание
-
Русские столичные, провинциальные и крепостные театры Русские столичные, провинциальные и крепостные театры
-
Теа́тр (греч. основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, - смотрю, вижу) – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.
-
Театру в России предшествовали различного рода народные обряды. В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, т. е. нача-ло нового земледельческого года. За днями зимнего солнцестояния следовали празднества в честь весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Во вре-мя этих празднеств устраивались различные игрища, пляски, песни, ряженья, игра на музыкальных инструментах. Истоки русского театра
-
В конце I - начале II тыс. н. э. в массовых ритуальных и обрядовых праздниках выделились наиболее умелые исполнители, на Руси их назывались скомороха-ми. Уже в 1068 г. о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматиче-ские сценки, героические песни, играли на музыкальных инструментах, рас-сказывали сказки, показывали дрессированных животных, выступали как акро-баты. Их искусство требовало большого умения. «Всяк спляшет, да не как скоморох» (пословица).
-
Скоморохи составляли специальные артели, или «ватаги», и бродили, показы-вая свое искусство, по городам и селам. Жили они в отдельных селениях, в Новгороде они занимали целые улицы. Первые на Руси носители «актерского» искусства - были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масле-ницы, свадеб. Некоторые скоморохи служили у бояр и князей, воспевая воинские подвиги и дела наших предков. Известно, что скоморохи веселили царей Ивана IV и Алексея Михайловича, в 1571г. некоторые цирка-чи-скоморохи были взяты в придворный штат. В 1634 г. скоморох Петр Иван-Городец носил пе-ред царем бревна, в 1637-1638 гг. выступали скомо-рохи - «метальники», т. е. прыгуны Макар и Иван Андреевы, в 1619 г. ряза-нец Григорий Иванов впе-рвые показал дрессиро-ванного льва.
-
В XVII в. в Москве скоморохи показывали фарс: на сцену выходил «боярин», толстый, чванливый, карикатурно одетый в высокую шапку из бересты. К нему шли различные просители-челобитчики и несли в лукошках подарки. Они кла-нялись ему до земли и просили милости. Боярин разругал их и прогнал. «Ой, боярин! Ой, воевода! - просили челобитчики. - Любо тебе было над нами изде-ваться, веди же нас теперь на расправу над самим собою!» Они начали бить его прутьями, приговаривая: «Посмотрите, добрые люди, как холопы из господ жир вытряхивают!» После боярина «добрые молодцы» принимались за купца, у которого отнимали деньги. Искусство скоморохов было на-родным, ярким, жиз-нерадостным, содер-жало насмешку и са-тиру против верхов феодального общест-ва и отрицательных явлений народного быта.
-
Возникновение театров в России В 1635 г. царю Михаилу I Федоровичу сообщи-ли о том, что у польского короля имеется при-дворный театр. В 1659 г. Алексею Михайловичу донесли о «ко-медиях» во Флоренции. Царь решил завести свой театр, но многие посчитали эту затею греховной. Михаил I Федорович Романов В 1660 г. Ивану Гебдону было приказано прис-лать из-за границы «мастеров комедию делать», но среди иноземных актеров не нашлось желаю-щих ехать в далекую Московию. Не дали резуль-татов и последующие приглашения. Алексей I Михайлович
-
В 1672 г. царь поручил немцу Иоганну Грегори, подготовить спектакль сила-ми местных немцев и русских. 17 октября 1672 г. в селе Преображенском под Москвой в специально возведенной «комедийной храмине» состоялась первая постановка «Артаксерксова действа». Пьеса была написана на немецком языке, переложе-ние ее на русский язык сделал Петр Долгов и его помощники. Сначала царь не хотел, что-бы спектакль сопровождался музыкой, счи-тая это делом языческим, противным церкви, но его убедили, что без музыки нельзя устро-ить хора, как танцовщикам нельзя плясать без ног. Царь неохотно предоставил все на усмотрение самих актеров. Спектакль понра-вился: Алексей Михайлович смотрел его це-лых десять часов, не вставая с места. Царица и дети смотрели сквозь щели специально от-гороженного помещения: им нельзя было по-казываться в театре. Вельможи стояли перед сценой и на самой сцене. Всего было постав-лено девять пьес.
-
Первые крепостные театры В конце XVII в. появились первые крепостные театры. Через 100 лет - в кон-це XVIII - начале XIX в. их насчитывалось уже свыше 170. Вначале крепостной театр обслуживал небольшое число «избранной» публи-ки, позднее, он открыл свои двери для широких слоев народа и приносил сво-им владельцам подчас немалые доходы. Но многие крепостные усадебные те-атры так и остались на уровне барского развлечения. Сцена крепостного театра в Останкино
-
Было несколько разновидностей крепостного театра: театр домашний, рассчитанный на узкий круг близких помещику людей; театр помещичий коммерческий, попавший в результате разорения помещика в руки предпринимателей-коммерсантов из купцов, разночинцев или зажиточных, предприимчивых крестьян. Некоторые крепостные театры переходили из одной разновидности в другую. В большинстве крепостных театров в XVIII в. был оперно- балетный репертуар. Театры некоторых богатых помещиков отличались вызывающей рос-кошью своих постановок, ни-чуть не уступая по уровню ис-полнения и оформления при-дворным театрам. Постановки мелких усадебных театров бы-ли скромными, но тоже пресле-довали в основном развлека-тельные цели. Зрительный зал крепостного театра в Останкино
-
На протяжении нескольких столетий Москва была центром театральной жизни. Здесь любили давать свои представления скоморохи. В 1702 г. актер Яков Кунст набрал русских учеников и открыл театр в немецкой слободе. Позднее эти актеры давали спектакли в специальной «комедийной храмине» на Красной площади. В 1740 г. некто Ванька Каин представлял на Масленой «игру» о «Царе Соломоне». Труппа его состояла из 30 комедиантов. При Петре I в Москве было открыто несколько учебных заведений, позднее, в 1755 г.,- университет. При этих учебных заведениях возникли в разное время любительские театры. В репертуаре университетского кружка были пьесы М. М. Хераскова, А. П. Сумарокова, Ж-Б. Мольера, Ж. Ж. Руссо, Л. Гольберга. Театры Москвы Клад Ваньки-Каина
-
Театры Петербурга Основатель новой столицы Петр I придавал большое значение театральному искусству. Больше других театром увлекалась сестра Петра I Наталья Алексе-евна. В Петербург она привезла из Москвы актеров. В огромном пустующем доме устроили зрительный зал и сцену. В 1714 г. здесь начались спектакли. Театр был закрыт в 1716 г. после смерти Натальи Алексеевны.
-
Крепостные актеры выступали на сце-не придворного театра в Петербурге в 1744 г. по случаю бракосочетания на-следника престола Петра Федоровича (будущего Петра III) с принцессой Ангальт-Цербтской (будущей Екатери-ной II). Был исполнен «Балет цветов». Выступление было удачным, учеников взяли на казенное содержание. Количе-чество учащихся в балетной школе уве-личилось. В балетной школе большин-ство учеников составляли дети мещан и вольноотпущенников, однако и кре-постные были там не в редкость. Так, в 1797 г. камергер Н. Н. Демидов отдал учиться, танцам своих трех крепост-ных девушек. Подобных случаев до этого было несколько. В 1732-1737 гг. в Зимнем дворце был оборудован придворный театр, в это же время приступили к созданию из крепостных мальчиков и девочек балетной труппы.
-
Эрмитажный театр (придворный театр в Зимнем дворце)
-
Балаган - один из видов народного театра, спектакль развлекательного харак-тера. Балаган устраивали во время ярмарок и народных гуляний, ставились сценки, пантомима, выступали фокусники, чревовещатели, гимнасты, жонгле-ры, дрессировщики, показывались разные чудеса природы - карлики, велика-ны, уроды. Балаган Балаган
-
В балаганах использовались многие трюки, которые показывали большую изобретательность их постановщиков. Постановка пантомим осуществлялась с переменами многих декораций. «Чистая перемена» одной картины на другую осуществлялась очень быстро. В некоторых случаях в ба-лаганах применяли слож-ную театральную машине-рию. Имея в своем распоря-жении масляные, а позднее керосиновые лампы, осве-тители балаганов добива-лись удивительных эффек-тов: блеска молнии, пожара, восхода и заката солнца ли-бо луны. Дирекция импера-торских театров приглашала балаганных механиков, что-бы устроить и у себя нуж-ные театральные эффекты и освещение.
-
Художественный театр Во многих русских городах появляются в 18 в. любительские театры, разыг-рывающие, как правило, пьесы европейского репертуара. В конце 18 веке в театральном искусстве классицизм сменяют начинающиеся сентиментализм и романтизм. Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царст-вование Елизаветы. Ее создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а твор-цом ее репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Д. Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Городской театр имени Ф. Г. Волкова г. Ярославль
-
Могила родоначальника русского театра Федора Волкова Спасо- Андрониковский монастырь
-
Самые известные театры России В начале XIX века в подмосковных усадьбах было более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине). Комическая опера А. Э. Гретри «Говорящий портрет» в Останкинском театре
-
Наиболее известными были подмосковном Архангельском театры князя Юсупова на Мойке и
-
Театр графов Шуваловых на Фонтанке Театр Потемкина в Таврическом дворце,
-
Театр Апраксиных в Ольгове Зрительный зал театра
-
Театр Закревских в Ивановском, Театр Паниных в Марфине
-
А граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свой хор. Свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандри-тов, у полковых командиров. Крепостной театр или хор создавал особый почет своему хозяину, впрочем как и другие украшения жизни - псарни или оранже-реи и невесть что еще. Шереметев Николай Петрович (1751-1809) Граф, покровитель искусств. Разумо́вский Алексе́й Григо́рьевич (1709-1771) Граф, генерал-фельдмаршал. Василий Сергеевич Трубецкой (1776 – 1841) Российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.
-
Проверочный тест №6 по теме: «Русские столичные, провинциальные и крепостные театры»
-
-
-
Критерии выставления оценокза выполнения теста № 6 «5» - за 12 - 11 правильных ответов; «4» - за 10 - 9 правильных ответов; «3» - за 8 - 5 правильных ответов; «2» - за 4 - 0 правильных ответов.
-
Бланк ответов к тесту № 6 Русские столичные, провинциальные и крепостные театры
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.