Содержание
-
Зарождение искусства
-
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.
-
Пещерные росписи Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
-
Первые произведения первобытного изобразительно-го искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). ПещераОриньяк
-
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью
-
Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.
-
Для пещерной живописи характерно сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга. Неизвестно, имеют ли они некое магическое значение, или речь идет о предварительных набросках по сырой глине.
-
Пещера Ласко во Франции
-
План пещеры Ласко Пещера Ласко находится в историческом регионе Франции Перигоре. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Возраст рисунков превышает 20 тысяч лет. С 1979 года весь подземный комплекс внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды. Совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
-
Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль. Первый зал — это «зал быков»или «ротонда»: длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м. «Зал быков» переходит в «осевой проход»более узкую галерею, той же длины Из «зала быков» можно попасть в «пассаж»- галерею длиной в 15 м. За «проходом» находится «неф»более высокий, длиной в 20 м. Далее находится «кошачий лаз»- узкий коридор длиной 20 м. «Апсида»— это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа». «шахта» или «колодец» находятся за апсидой.
-
Всего в пещере Ласко обнаружено 1433 Наскальных рисунка. Животные, изображенные на стенах Ласко - в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Наиболее известным является зал быков.
-
В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Ее кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину
-
Сражение быков
-
Другие изображения животных встречаются реже поскольку эти животные часто представляли потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих). Зал «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих.
-
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой.
-
Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог».
-
На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,50 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую, выполнение таких изображений требовало строительства лесов.
-
Гравированный северный олень в «апсиде»
-
Одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. Изображение находится в «Шахте»
-
Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков: - между человеком и носорогам — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдаленной части пещеры); - под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике, найденных неподалеку от этого места.
-
В 1963 году пещера Ласко была закрыта для посетителей с целью обеспечить охрану уникальных рисунков от воздействия углекислого газа и микробов, которых "приносили" с собой более 100 тысяч посетителей за год. Для экскурсий в начале 1970-х годов построили ее точную копию - Ласко-2.
-
В древности люди рисовали на скалах, чтобы выразить свое понимание красоты, запечатлеть свою жизнь, сцены охоты, животных, которых они приручали. Возможно, пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени. Может быть, это были священные для них животные – быки, лошади, кошачьи. Они восхищались их силой, хитростью, быстротой.Еще на рисунках есть какие-то священные, ритуальные для древних людей знаки – может быть, обереги от злых духов, а может быть, просто счёт.
-
Первобытноеискусствоотразилопервыепредставлениячеловекаобокружающеммире, благодаряемусохранялись и передавалисьзнания и навыки, происходилообщениелюдейдруг с другом. Обращениепервобытныхлюдей к новомудлянихвидудеятельности — искусству — одноизвеличайшихсобытий в историичеловечества.
-
Презентация к уроку «Первобытное искусство» Выполнила: Учитель МХК Бакутина Е.И.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.