Презентация на тему "Долг и совесть" 4 класс

Презентация: Долг и совесть
Включить эффекты
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Долг и совесть" поможет в воспитании у учеников чувства совестливости, ответственности, толерантности к поступкам других людей через знакомства с понятиями совесть, стыд и долг, с пониманием важности этих качеств человека. Приведены стихотворения и рассказ о совести.

Краткое содержание

  • Долг;
  • Стыд;
  • Совесть.

Содержание

  • Презентация: Долг и совесть
    Слайд 1

    Долг и совесть

    Проблема урока:Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

  • Слайд 2

    Долг

    Долг — обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.

    • долг денежный
    • моральный долг
    • профессиональный долг
  • Слайд 3

    Стыд

    • Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
    • Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

  • Слайд 4

    Что такое совесть?

    - Мама, что такое совесть?- Совесть, дочка, - это повесть.Про хорошие дела –Жизнь их нам с тобой дала.Кто по совести живёт –Никого не подведёт.Совесть – клад души твоей,Яркий лучик света в ней.Это путеводный свет.Он спасёт тебя от бед.Он в тебе всегда горит,Он твой самый прочный щит.

    Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон_

  • Слайд 5

    Совесть и стыд

    • Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.
    • Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.

  • Слайд 6

    Тема урока: «Когда мучает совесть?»

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    ​ А.П. Гайдар «Совесть»​

Посмотреть все слайды

Конспект

«Долг и Совесть»

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
  • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование:

  • учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
  • презентация

Ход урока

1. Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

2. Повторение.

  • О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
  • Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
  • В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
  • В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
  • Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
  • Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
  • В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
  • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
  • Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
  • Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

3. Открытие новых знаний.
а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/
-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть.
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

  • А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
  • Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
  • Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.


  • Легко ли поступать по совести?
  • Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

  • Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
  • Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
  • Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
  • Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Игра «Соответствие» /слайд 9/
А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
Какие важные дела совершает совесть?

  1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".

Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

4. Рефлексия.

Урок подходит к концу.
Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
Теперь я знаю … .
Теперь я умею … .
Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

5. Домашнее задание. С.23

6. Итог. /слайд 14/
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
/слайд 15/
-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/

«Долг и Совесть»

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
  • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование:

  • учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
  • презентация

Ход урока

1. Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

2. Повторение.

  • О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
  • Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
  • В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
  • В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
  • Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
  • Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
  • В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
  • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
  • Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
  • Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

3. Открытие новых знаний.
а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/
-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть.
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

  • А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
  • Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
  • Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.


  • Легко ли поступать по совести?
  • Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

  • Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
  • Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
  • Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
  • Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Игра «Соответствие» /слайд 9/
А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
Какие важные дела совершает совесть?

  1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".

Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

4. Рефлексия.

Урок подходит к концу.
Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
Теперь я знаю … .
Теперь я умею … .
Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

5. Домашнее задание. С.23

6. Итог. /слайд 14/
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
/слайд 15/
-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/

Скачать конспект

Сообщить об ошибке