Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация "Долг и совесть" поможет в воспитании у учеников чувства совестливости, ответственности, толерантности к поступкам других людей через знакомства с понятиями совесть, стыд и долг, с пониманием важности этих качеств человека. Приведены стихотворения и рассказ о совести.
Проблема урока:Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
Слайд 2
Долг
Долг — обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.
долг денежный
моральный долг
профессиональный долг
Слайд 3
Стыд
Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Слайд 4
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?- Совесть, дочка, - это повесть.Про хорошие дела –Жизнь их нам с тобой дала.Кто по совести живёт –Никого не подведёт.Совесть – клад души твоей,Яркий лучик света в ней.Это путеводный свет.Он спасёт тебя от бед.Он в тебе всегда горит,Он твой самый прочный щит.
Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон_
Слайд 5
Совесть и стыд
Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.
Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
Слайд 6
Тема урока: «Когда мучает совесть?»
Слайд 7
Слайд 8
А.П. Гайдар «Совесть»
Посмотреть все слайды
Конспект
«Долг и Совесть»
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Ожидаемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
1. Организационный момент. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
2. Повторение.
О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
3. Открытие новых знаний. а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/ -Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос. Что такое совесть? - Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть. Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)
А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.
Легко ли поступать по совести?
Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/
-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
Игра «Соответствие» /слайд 9/ А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/ Какие важные дела совершает совесть?
Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".
Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/ Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/
4. Рефлексия.
Урок подходит к концу. Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения: Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/
5. Домашнее задание. С.23
6. Итог. /слайд 14/ На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть. Яна Кузовлева -А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия … /слайд 15/ -Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/
«Долг и Совесть»
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Ожидаемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
1. Организационный момент. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
2. Повторение.
О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/
Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
3. Открытие новых знаний. а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/ -Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос. Что такое совесть? - Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть. Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)
А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
Сравните эти понятия. (долг и совесть)
б) Ответ на вопрос урока.
Легко ли поступать по совести?
Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/
-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
Игра «Соответствие» /слайд 9/ А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/ Какие важные дела совершает совесть?
Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".
Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/ Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/
4. Рефлексия.
Урок подходит к концу. Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения: Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/
5. Домашнее задание. С.23
6. Итог. /слайд 14/ На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть. Яна Кузовлева -А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия … /слайд 15/ -Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.