Содержание
-
Лён -- кормилец Составитель: Кузнецова Людмила Александровна МБОУ «Шаминская ООШ»
-
Цели: приобщить детей к истории быта и культуре чувашского народа; раскрыть значение льняных культур, важность труда земледельца; прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.
-
Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Нам необходимо знание культуры и народного быта наших предков—чуваш.
-
Загадка
Голубой глазок, золотой стебелёк. Скромный на вид, На весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает.
-
Лён сеяли рано весной на хорошо удобренных почвах.
-
Когда головки забурели и подсохли, взрослые повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
-
Когда лен просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки.
-
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом (зубчатая дощечка, которой выколачивают, треплют лён).
-
Длинными зимними вечерами надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
-
Осенью устанавливали в избе кросна (старинный ткацкий станок), натягивали из них основу и начинали ткать. Забегали проворно челночки между нитками и из ниток выходил холст.
-
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым. Женщины из белого холста шили новые, белые, как снег рубашечки.
-
Поговорки и пословицы про лён
Лён – доходная культура, он и деньги, и натура. Не домнешь мялкой – вспомнишь за прялкой. Кого лён вымотает, того и озолотит. Посеешь лён—пожнёшь золото. Не земля родит лён, а мочило.
-
Вывод: Лён – это богатство нашей земли, её украшение, это гордость и слава России. Мы не должны забывать прошлое наших предков (быт, культуру), а возрождать то забытое ремесло.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.