Оргмомент.
Сообщение темы, целей урока.
Учитель :
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте
её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь (слайд №2)
Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.(слайд №3)
Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.(слайд №4)
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд №5)
- Что это за птицы, ребята ?
Дети:
- Это времена года.
Учитель :
- Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в одно из них. Отгадайте загадку и узнаете в какое именно.(слайд №6)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? ( весной)
Учитель:
-А экскурсоводом у нас будет сама Красавица-Весна.
Весна:
- Здравствуйте, ребята! Целью нашей экскурсии будет пронаблюдать изменения, которые происходят в живой и неживой природе весной.
Основная часть урока.
Учитель:
- В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.(слайд №7)
Учитель:
-Первый весенний месяц – март –весна света. Как вы думаете, почему?(слайд № 8)
Выслушиваются ответы детей.
Учитель:
- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ? (слайд № 9)
Дети:
- Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.
Учитель :
- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель .( Учитель вывешивает выделенные слова на доску.)
Посмотрите, что происходит с сосульками?(слайд № 10)
Дети:
- Сосульки тают, капают.
Весна :
-Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками.
Учитель:
- Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?(слайд № 10)
Дети:
- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.
Учитель :
- Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит?Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.
Дети :
- Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.
- Красавица-Весна приготовила вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, что ещё очень часто можно наблюдать ранней весной.(слайд № 11)
Весна:
К маме - речке я бегу,
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
Дети :
- Это ручей.
Учитель:
- Запестрели повсюду весенние цветы (слайд № 11). Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница.
Учитель:
- Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название?
Дети :
- От слова «ветер».
Учитель:
- Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.
У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная( как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная ( как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.
Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса?
Дети:
- Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые.
Учитель:
- Правильно, у медуницы цветы постепенно меняют окраску.Сначала они розовые и красные ( это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые ( нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят).
В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова (слайд 12).
Учитель :
- Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано ? (выслушиваются мнения учащихся).
Учитель:
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.89, чтобы определить, чьё мнение было верным.
Игра «Что здесь лишнее? » (слайд № 14)
Весна:
- А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.
1.Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход.
2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха, цикломен.
Дети:
- Лишним здесь будет листопад, т.к. это осеннее явление природы, а во второй строчке лишним будет василёк, он цветёт летом.
Учитель:
- Молодцы. Наша экскурсия продолжается (слайд №7).
Следующий весенний месяц – апрель (слайд № 15). Это весна воды.
Весна :
- Воды взломали ледяные оковы и хлынули на волю, в широкие поля. Этот месяц в народе так и называется – водолей.
Учитель :
- Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (слайд № 16)
Дети:
- В реке стало много воды, она вышла из берегов.
Учитель :
- Это явление называется половодье.
Весна :
-Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17)
Дети:
- Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы.
Учитель:
-Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц)
Учитель:
- А кто это пожаловал к нам в гости? (появляется сова).
Сова:
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Мудрая Сова. Я расскажу вам о жизни птиц весной.
Сова : « Прилетают перелётные птицы (слайд № 18). Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » ( Выслушиваются ответы детей).
Сова : « Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».
Маленький мальчишка,(слайд № 19)
В сером ярмячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ( воробей)
Я по дереву стучу,(слайд № 20)
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (дятел)
Серая воровка села на ветку.(слайд № 21)
Зорким глазом косит,
Украсть норовит. ( ворона)
Учитель :
- Сова приготовила вам задание. Выполнять его вы будете в группах. Подумайте и через одну минуту расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.
Дети работают в группах.
Выслушивание ответов детей.
Сова :
- Спасибо! До встречи! (слайд № 22)
Учитель:
- Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле ?
Дети обобщают изученный материал.
Физминутка (проводит ученик) (слайд № 23)
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.
Учитель :
- Наша экскурсия продолжается.
Весна :
-Третий весенний месяц – май.( слайд № 7) Это весна травы. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень (слайд № 24). Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз (слайд № 25).
Игра « Расставь по порядку ».
- Расставьте картинки в правильной последовательности ( деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.) (слайд № 26)
Весна :
-Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27)
Дети рассказывают о жизни животных весной ( домашнее задание к этому уроку, слайд № 28).
Учитель :
-Весной у животных появляются детёныши.(слайд № 29). Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.
А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае ?
Выслушиваются ответы детей.
Закрепление изученного материала.
Учитель :
- Наш экскурсовод подготовила вам задания (слайд № 7), чтобы проверить, какими внимательными вы были во время нашей экскурсии.
1. Первое задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.) (слайд № 30)
Проверка задания на слайде.
2. Второе задание – кроссворд (слайд № 31).
Учитель читает вопрос кроссворда, дети дают ответы, которые появляются на слайде.
1.Название этой птицы дословно означает « бей вора».(воробей)
2.Сосульки тают под лучами весеннего солнца. Это явление называется…(оттепель)
3.Как называют все раннецветущие травянистые растения? (подснежники)
4.Это растение своим цветов сигнализирует о наличии в нём нектара.(медуница)
5.Тёмные пятна земли, выглядывающие из-под снега. (проталины)
- Какое получилось выделенное слово? (весна)
Итог урока.
Учитель :
-Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ?
- Какие признаки весны мы с вами перечисляли ?
- Какие правила защиты природы называли ?
Домашнее задание (слайд № 32).
-Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Красавица-Весна прощается с вами и оставляет домашнее задание.
1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ.
2.Нарисовать знак защиты природы весной.
3.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».
Рефлексия.
- Перед вами фигурка человека. Это вы. Можете подписать свое имя.
Найдите свое место на ступеньках познания. �
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.