Содержание
-
«Инновационные технологии в преподавании истории» выступление на заседании ШМО гуманитарного цикла Михайлова Валентина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ Сулхаринская СОШ
-
На основании Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 г. №584, к 1 января 2020 г. должны быть внедрены профессиональные стандарты во все организации.
Процессы стандартизации развиваются в разных областях профессиональной деятельности. Без четких стандартов невозможно создать должностные инструкции, организовать профессиональную деятельность, адекватно оценить качество работы, провести аттестационные испытания. Даже в таком сложном, многоаспектном виде профессиональной деятельности, как педагогическая, необходим общий стандарт. Особая потребность в профессиональном стандарте педагога появилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
-
Для чего вводятся «профстандарты»?
Профстандартывводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль его в своей сфере. Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта. Одним из таких требований является то, что педагог обязан овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
-
Знаменитый педагог А. Дистервег считал, что «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным» [3]. Перефразируя Дистервега, можно сказать, что если сам учитель не владеет ИКТ – компетентностью, как он сможет сформировать эту компетентность у своих учеников? Что же сегодня мы можем предложить ученику, чтобы сформировать у него ИКТ- компетентности.
-
Использование компьютера определяет три типа уроков: 1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование); 2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс); 3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). Компьютер используется на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа, компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
-
Формы использования ИКТ учителем
1. Работа в различных программах Word, PowerPoint, Excel, Publisher, и др. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и т.п. В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. 2. Использование ЭОР. 3. Использование электронных учебников. 4. Использование Internet.
-
Специфика информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Повышается динамичность и эффективность урока, появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории, изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
-
Интерактивные формы и методы обучения истории
-
При безусловных достоинствах других развивающих методов, необходимо уделять внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и школьников. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности , предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие")
-
Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение тема правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации
-
Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.
-
К интерактивным методам относят мозговой штурм, обыгрывание ролей, учебные деловые игры, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются: знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления и т.п.
-
Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
-
Еще одной технологией, реализующий выявление, развитие и рост творческих интересов и способностей каждого школьника, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации. Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
-
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовку к серьезной проектной деятельности мы начинаем еще в 5-6 классах. Первые проекты по истории учащиеся выполняют в 5 классе: по теме «Загадки Древнего Египта», «В городе богини Афины» (в виде виртуальной экскурсии по достопримечательностям основных районов Афин – керамик, агора, акрополь, результаты должны быть представлены в виде презентации). В 6 классе проект выполняется при изучении темы «В рыцарском замке» (результат представляется в виде макета замка), в 7 классе проект «Суд над Иваном Грозным (класс делится на 2 группы – защитники и обвинители и на импровизированном заседании суда учитель выявляет материал, изученный учащимися). Это исследовательские работы: «Реформы Петра I» в 8 классе, «Герои Отечественной войны 1812 г.» в 9 классе, проект «Великая Отечественная война в судьбах моих земляков», «Жители села Сулхара - участники Сталинградской битвы» - 11 класс и другие. Учащиеся отрабатывают умения анализировать и делать выводы, создавать презентацию и защищать свой проект. Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
-
Проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать иллюстрации, карты, фото своих героев. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь каждый ученик, у которого трудности с историей, но отличные способности к рисованию, дизайну, любитель конструировать - в программе Power Point может составить слайдовую презентацию или подготовить на ватмане проект, создать макет сооружения, стать участником инсценировки (н-р: при изучении темы «Греческий театр»). А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
-
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно - теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал
-
ИКТ можно использовать в виде мультимедийных презентаций
За время работы в школе мною разработаны системы уроков, отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 3-5 часов. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
-
Флеш-фильмы и мультимедийные карты
Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий. Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории - это мультимедийные карты. Большую помощь при использовании таких карт можно найти на дисках издательства «Просвещение».
-
Тесты и тренажеры
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или PowerPoint, так и готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты бывают простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
-
Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмартна основе рабочих тетрадей АО «Издательство "Просвещение« по обществознанию
Задания соответствуют программе 6–11 классов и подходят к учебникам из федерального перечня. Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт автоматически оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учащихся. Учащиеся выполняют задания с компьютера, планшета или простенького смартфона. Достаточно мобильного интернета. Не нужно ничего скачивать и устанавливать.
-
Тренажеры для подготовки ОГЭ и ЕГЭ
В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий, содержат такое же количество заданий типа В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.
-
В каждом классе всегда есть учащиеся сфера интересов, которых охватывает не только программный материал, но и позволяет окунуться в более глубокое изучение вопросов истории и краеведения. Таким заинтересованным детям надо предлагать выступить с сообщениями, исследованиями, виртуальными экскурсиями. Работа с такими учениками должна быть организована по принципу преемственности: от года к году. От занятий репродуктивного характера к постепенному переходу на путь самостоятельного поиска и исследования. Именно такой подход обеспечивает непрерывность развития творческой мысли, что и является в свою очередь реализацией ситуации успеха, в результате чего развивается творческий потенциал ребѐнка, формируется активная жизненная позиция. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня предъявляются высокие требования к профессионализму учителя. Школе нужен не «учитель - туннельник, знающий только свой предмет»(Поташник М. М.), а учитель - эрудит, учитель профессионал, ориентирующийся в межпредметных сферах, способный дать ученику универсальные знания.(6)
-
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приложение к приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. на 01.01.2016) (с учетом изм. и доп., внесенных приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644; от 31.12. 2015 № 1577) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» [Электронный ресурс] //http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71064864/
-
3. Дистервег.А. Избранные педагогические сочинения, М., «Учпедгиз», 1956 г., с. 74.4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. 5. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014.6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011. 7. Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.