Содержание
-
Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР в повседневной жизни, на занятиях и уроках
Подготовила воспитатель, учитель Александрова Н.В.
-
«У человека есть специфический орган осязания - рука, и притом, главным образом, движущая рука» Л.С. Выготский
-
У эмбрионов осязание развивается значительно раньше других чувств, благодаря которому малыш узнает о своей среде и связи с другими людьми. Это чувство никогда не исчезает и не требует передышки, по сравнению с другими чувствами. И даже в старости оно по-прежнему работает. На протяжении всей жизни люди используют тактильные ощущения для защиты от опасности, получения удовольствия и понимания окружающих нас объектов.Важно знать, что развитие положительной динамики сенсорной чувствительности является залогом здорового развития человека
-
Несмотря на наличие других жизненно важных навыков, без сенсорного развития ребенок не может положительно развиваться.По сравнению с другими чувствами, чувство прикосновения очень трудно изолировать, так как тактильная сенсорная информация поступает в нервную систему от каждой части тела, и мозг постоянно реагирует на касания. В контексте нейробиологии сенсорная чувствительность определяется как «особый контакт с телом, который воспринимается в сознании человека».
-
Благодаря тактильным ощущениям, человек может определить размер, форму, вес, фактуру и температуру любого объекта, а также понять какие ощущения вызывает исследуемый объект — болезненные или приятные. Также, получив информацию об внешних объектах, сенсорная чувствительность позволяет узнать внутренние ощущения, а также понять форму своих костей, мышц и других мягких тканей.
-
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.
-
Конкретный участок головного мозга, в котором определяется сенсорный сигнал, активизируется и человек усваивает полученную информацию. Поэтому если имеются нарушения в нейронных связях или сами нейроны не активированы, то и информация не будет усваиваться. У многих детей с ТМНР может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
-
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются следующие:• учить ребенка ощущать свое тело через телесные, тактильные прикосновения, учить выражать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами;• расширять опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развивать умение дифференцировать осязательные ощущения на доступном ребенку уровне.
-
Работа по формированию тактильных ощущений проводится ежедневно. Она является важнейшей составляющей в режимных моментах, на занятиях и на уроках.
-
Приветствие
-
Формирование культурно-гигиенических навыков
Теплая ли вода?
-
Разные полотенца: мягкое, пушистое или грубое, жесткое
-
Постоянно комментируем: Крем нежный, скользкий, приятный. Мыло тяжелое, скользкое.
-
Питание Не горячая ли кружка?
-
Работа с коммуникативной доской
-
Пальчиковые игры
Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали.
-
- Мальчик-пальчик, Где ты был? - С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
-
-
Упражнения с массажными мячиками
-
Развитие осязательных чувств с помощью кисточки
-
Игры и упражнения с водой и песком
Мокрый – сухой, льется - сыплется
-
Игры и упражнения с различными природными материалами
Шершавый, хрустит в руках
-
Камушек гладкий, твердый, тяжелый. Фасоль мелкая, гладкая
-
Занятия в сухом бассейне
Тактильные ощущения получает все тело
-
Игры и упражнения с бумагой
Бумага мнется, складывается, рвется
-
Лепка
Это интересно: Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи
-
Обучение различным обследовательским действиям
-
Обследование поверхностей
Шершавый, гладкий, грубый
-
Изучение формы предмета
Ощупывание кубика и кирпичика
-
Знакомство с различными состояниями температуры: Тепло – холодно -горячо
Лед холодный, воздушная струя из фена - горячая
-
Развитие осмысленности тактильных ощущений и связь с другими анализаторами
Перелистывание страниц при рассматривании иллюстраций
-
Использование средств современной техники
-
-
-
Окончание дня Обязательный ритуал поглаживания перед сном
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.