Презентация на тему "Обучение методике организации и проведения учебных экскурсий"

Презентация: Обучение методике организации и проведения учебных экскурсий
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Обучение методике организации и проведения учебных экскурсий" по педагогике. Презентация состоит из 69 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 3.02 Мб.

Содержание

  • Презентация: Обучение методике организации и проведения учебных экскурсий
    Слайд 1

    Мастер – класс:«Поехали!»

    «Поехали!» обучение методике организации и проведения учебных экскурсий

  • Слайд 2

    Теоретическое толкование термина «Экскурсия»

    1882 г.: Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль) 1923 г.: Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов) 1931 г.: Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195) 1940 г.: Экскурсия – это коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова) 1978 г.: Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода (Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63)

  • Слайд 3

    Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

  • Слайд 4

    Функции экскурсии:

    Функция научной пропаганды; Функция информации; Функция организации культурного досуга; Функция расширения культурного кругозора; Функция формирования интересов человека.

  • Слайд 5

    Признаки экскурсии:

    Протяженность по времени (45мин-24ч.) Наличие экскурсантов Наличие экскурсовода Наглядность, показ экскурсионных объектов на месте их расположения Передвижение по заранее составленному маршруту Целенаправленность показа объектов, наличие темы Активная деятельность участников

  • Слайд 6

    Классификация экскурсий:

    По содержанию обзорные тематические Более глубокое раскрытие одной темы события излагаются крупным планом. Это дает общее представление об объектах

  • Слайд 7

    Виды тематических экскурсий

    исторические производственные, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные литературные, природоведческие (экологические),

  • Слайд 8

    Исторические экскурсии

    историко-краеведческие; археологические; этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.

  • Слайд 9

    архитектурно-градостроительныеэкскурсии

    экскурсии с показом архитектурных построек данного города; экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии по новостройкам.

  • Слайд 10

    Производственныеэкскурсии

    производственно-исторические; производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.); производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся.

  • Слайд 11

    Искусствоведческие экскурсии

    историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.); историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.); по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.); по местам жизни и деятельности деятелей культуры; в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

  • Слайд 12

    Литературные экскурсии

    литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга; историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы; литературно-художественные - это поэтико-текстовыеэкскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

  • Слайд 13

    По форме проведения экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль По способу передвижения пешеходные, транспортные, комбинированные По составу участников индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д. По месту проведения городские, загородные, производственные, музейные, комплексные

  • Слайд 14

    Основные этапы организации и проведения учебной экскурсии:

    1этап: подготовительный выбор объекта экскурсии согласование маршрута подготовка нормативно-правовых документов (Договор об оказании услуг по экскурсионному обслуживанию, приказ ОУ о проведении экскурсии, письменное разрешение родителей, инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций) 2 этап: организационный беседы с учащимися (сообщение цели учебной экскурсии, краткой характеристики объекта экскурсии ) формирование групп для выполнения творческих заданий 3 этап: деятельностный непосредственное проведение учебной экскурсии организация познавательной деятельности во время экскурсии 4 этап: обобщающий ответы на вопросы учителя, тестирование, викторина обобщение информации 5 этап: творческий создание проекта группой учащихся или индивидуально (презентация, видеофильм, эссе и т..д.) творческий отчет об экскурсии (рисунок, сочинение)

  • Слайд 15

    Экскурсия в условиях ДОУ

  • Слайд 16

    Экскурсия как форма организации детской деятельности в ДОУ

    как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения как форма организации культурного досуга, воспитательной работы как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания как форма распространения научных знаний как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами

  • Слайд 17

    Подготовка экскурсии

    При подготовке экскурсии педагог должен: определить цель выбрать объект разработать самый безопасный маршрут посетить место экскурсии и отследить его на предмет безопасности определить необходимое оборудование сформулировать вопросы для детей определить материалы, которые могут собрать дети организовать беседу с детьми, на которой выяснить представления детей об объектах наблюдения, напомнить о правилах поведения на экскурсии

  • Слайд 18

    Показ и рассказ в экскурсии. Методические приемы

  • Слайд 19

    Методические приемы показа

    Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

  • Слайд 20

    Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

  • Слайд 21

    Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.

  • Слайд 22

    Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

  • Слайд 23

    Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

  • Слайд 24

    Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.

  • Слайд 25

    Прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

  • Слайд 26

    Прием зрительной аналогии Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

  • Слайд 27

    Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

  • Слайд 28

    Методический прием движения. Движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п.

  • Слайд 29

    Методические приемы рассказа

    Рассказ — условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Рассказ — это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

  • Слайд 30

    Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

  • Слайд 31

    Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

  • Слайд 32

    Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц. В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

  • Слайд 33

    Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

  • Слайд 34

    Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятники истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

  • Слайд 35

    Прием репортажа. В экскурсии — это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере).

  • Слайд 36

    Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).

  • Слайд 37

    Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии.

  • Слайд 38

    Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. «Очевидцами» могут быть деревья, древние башни, стены, которые «видели» многие исторические события. Этот прием помогает экскурсоводу создать картину события. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.

  • Слайд 39

    Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись.» и др. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема — заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

  • Слайд 40

    Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

  • Слайд 41

    Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

  • Слайд 42

    Прием соучастия. Задача этого приема — помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

  • Слайд 43

    Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

  • Слайд 44

    Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость.

  • Слайд 45

    Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Прием дедукции.

  • Слайд 46

    Сочетание показа и рассказа в экскурсии

  • Слайд 47

    Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

  • Слайд 48

    Основные причины этих различий — меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

  • Слайд 49

    Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих — показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала.

  • Слайд 50

    Первый уровень — простейшая экскурсия, когдапоказа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

  • Слайд 51

    При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы — репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п. Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Используются методические приемы рассказа.

  • Слайд 52

    Третий уровень — такое сочетание элементов экскурсии, когдарассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. На этой ступени становления экскурсии происходитделение объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.

  • Слайд 53

    Четвертый уровень. Сочетание показа и рассказа приобретает более экскурсионный характер.Показ занимает ведущее место в экскурсии,рассказ — второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места.

  • Слайд 54

    Пятый уровень. Достигаетсяоптимальное сочетание показа и рассказа. Показ, увеличившись в объеме, занимает главенствующее положение, полностью подчиняя себе рассказ. Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа.

  • Слайд 55
  • Слайд 56

    экскурсия — та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

  • Слайд 57

    Методика разработки экскурсии

  • Слайд 58

    Структура экскурсии

    Вступление Основная часть Заключение

  • Слайд 59

    Этапы подготовки экскурсии:

    Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии.

  • Слайд 60

    5.Объезд или обход маршрута. 6.Подготовка контрольного текста экскурсии. 7.Комплектование «портфеля экскурсовода». 8.Составление методической разработки (технологической карты экскурсии) 9. Составление индивидуальных текстов.

  • Слайд 61

    Карточка объекта:

    фотография; наименование объекта (первоначальное и современное); историческое событие, с которым связан объект, дата события; местонахождение и территориальная принадлежность объекта;

  • Слайд 62

    описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи); источники сведений об объекте: литературные и архивные данные,устные предания (указываются основные печатные работы и место хранениянеопубликованных работ); сохранность памятника (состояние памятника и территории в момент реставрации); безопасность при его посещении;

  • Слайд 63

    охрана памятника (на кого возложена, каким решением); в каких экскурсиях памятник используется в качестве объектов показа; дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

  • Слайд 64

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ (образец) Тема экскурсии: Название экскурсии: Продолжительность (ч.): Протяженность (км.): Автор и разработчик: Содержание экскурсии: Маршрут экскурсии:

  • Слайд 65

    Пример заполнения технологической карты

  • Слайд 66

    Аттестационное задание.Экскурсионный проект

    Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии список использованных источников.

  • Слайд 67

    Этапы выполнения контрольной проектной работы: 1. Определить цель и задачи экскурсии. 2. Выбрать вид, тему и название экскурсии. 3. Отобрать и кратко прорецензировать литературу. 4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты. 5. Разработать маршрут экскурсии. 6. Подготовить текст экскурсии. 7. Составить технологическую карту экскурсии. 8. Скомплектовать набор наглядных пособий и документов ("Портфель экскурсовода"). 9. Презентовать экскурсионный проект.

  • Слайд 68

    Тема: Красная площадь-главная площадь Москвы Задание № 1 Определить тему учебной экскурсии, ее цель и задачи Задание № 2 Определить перечень объектов по заданной теме Задание № 3 Подготовить текст экскурсии.Скомплектовать набор наглядных пособий ("Портфель экскурсовода"). Задание № 4 Составить творческие задания для учащихся по завершению экскурсии.

  • Слайд 69

    ЛИТЕРАТУРА

    Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 1999. – 192с. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., 2001.-с.180-184. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004. Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, 2003. – 66 с. Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М.,1997. - 176с. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. — М.: Академический проект, 2003.—560 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке