Презентация на тему "Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»"

Презентация: Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»" по педагогике. Презентация состоит из 16 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.16 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
    Слайд 1

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья» Автор методической разработки: Косогорова А. Н., учитель-дефектолог

  • Слайд 2

    Построение развивающей предметно-пространственной среды должно учитывать:

    1. Возрастной состав: 2-3 года. 2. Специфика группы: дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1 уровень). 3. Гендерный состав: (количество мальчиков и девочек.) 4. Особенности речевого развития: % детей – у которых активная речь отсутствует; % детей - с лепетной речью; % детей – с малопонятной речью (речевая активность при этом в основном по инициативе взрослого). 5. Физическое развитие: сниженный темп развития, недостаточная координация движений. 6. Сложность процесса адаптации, связанного со спецификой группы: % детей - с тяжёлой, средней и лёгкой степенью адаптации.

  • Слайд 3

    Актуальность вопроса продиктована

    1. Внутренней (профессиональной) потребностью педагогов: 1.1.Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к детскому саду. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окружающей ребенка среды. При организации среды необходимо проанализировать, продумать что именно будет создавать у ребенка ощущение комфортности. Если ребенку не будет комфортно, то и его развитие не сможет быть максимально раскрывающим имеющийся потенциал. 1.2. Ребенок основную часть времени проводит в среде группы, соответственно, организация среды должна предоставлять возможность для закрепления представлений, формируемых в ходе организованной деятельности, в свободной деятельности детей. 2. Внешней потребностью - необходимостью руководствоваться в своей деятельности нормативными документами: ФГОС ДО Профессиональный стандарт педагога, Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (УТВЕРЖДЕН приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) - подготовка к введению  

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Трудовые действия, предусмотренные данной трудовой функцией, обозначают, что создание среды является одним из важнейших компонентов трудовых действий, как непосредственно обозначенных: Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды Так и подразумеваемых: разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программиндивидуального развития ребенка, а это включает в себя в том числе создание среды Трудовая функция ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Также предусматривает трудовые действия Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами (что также невозможно без грамотного создания развивающей среды) Трудовая функция РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Слайд 6

    содержательно насыщена образовательное пространство группы оснащается средствами обучения и воспитания, игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами трансформируемой в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей полифункциональной (предметы не обладают жёстко закреплённым способом употребления) вариативной: игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей доступной: обеспечивать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; оборудование исправно Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО должна быть:

  • Слайд 7

    Должны быть обеспечены безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе. элементы среды должны соответствовать: требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования; оборудование и материалы - соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей; санитарно-гигиеническим требованиям; правилам противопожарной безопасности. размеры и конструкции оборудования и пособий должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям; среда группы должна быть зонирована и способствовать проявлению детской активности; в среду желательно включить элементы домашней обстановки; сферы самостоятельной детской активности внутри группы не должны пересекаться между собой; в помещениях группы рекомендуется использовать детские фотографии, выставки детских работ и проектов, выполненных руками родителей вместе с ребенком; желательно организовать уголок «уединения», «утреннего приветствия»; необходимо учитывать гендерный подход.

  • Слайд 8

    Социально-коммуникативное развитие игрушки-персонажи , игровой материал (ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа, для развития отобразительных игр) атрибуты для сюжетно-ролевых игр игрушки – предметы оперирования маркеры игрового пространства строительный материал, конструкторы; уголок ряжения; фотоальбомы воспитанников; видеофильмы для воспитанников; атрибуты для театрализованной деятельности; уголок семьи: домашние фотографии, альбомы, игры с пиктограммами эмоций, место для хранения принесенных из дома игрушек, книг, фотоальбом группы. Предметно-развивающая среда группы проектируется в соответствии с АООП ДО для детей с ОВЗ, создаются условия для реализации образовательных областей Игра в раннем возрасте носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

  • Слайд 9

    Познавательное развитие (форма мышления детей третьего года - наглядно-действенная. возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для этого в группе создаются необходимые условия, а именно -насыщенная разнообразная предметно-развивающая среда). Сенсорное развитие: материал для освоения представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов; объекты для исследования в действии; дидактические игры на развитие психических функций; образно-символический материал; электронные материалы; Конструирование из разных материалов: строительный материал, напольные конструкторы, плоскостные конструкторы.

  • Слайд 10

    Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие активной речи ребенка. В речевой среде группы должно находиться множество разнообразных предметов для развития мелкой моторики: игр и пособий для улучшения мышечного тонуса, координации пальцев рук, овладения предметными действиями. Речевое развитие, учет образования детей с ОВЗ (ТНР) Игры на развитие мелкой моторики; настольные игры; развивающие игры (шнуровки, вкладыши); игры-забавы. Особенности детей с ТНР - отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Речь детей для окружающих непонятна, в речи используются (в основном по инициативе взрослого) звукоподражания, лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов; отмечается слабость или недоразвитие артикуляционного аппарата, недостаточное развитие крупной и мелкой моторики, в т.ч. гипотоничные или гипертоничные мышцы кистей рук. Слабое владение предметными действиями, особенно орудийными, замедленное формирование и непрочность двигательных умений и навыков, некоординированность движений, в том числе пальцев рук .

  • Слайд 11

    Речевое развитие, учет образования детей с ОВЗ (ТНР) Необходимо создание речевой среды, обеспечивающей: развитие у детей общеречевых навыков: развитие длительного выдоха (картотека игр, игры, пособия и игрушки на развитие дыхания «Сдуй снежинку, листочек», вертушки, дудочки, султанчики), слухового восприятия и внимания (игры и пособия для дифференциации неречевых звуков: аудиозаписи со звуками окружающего мира, музыкальные инструменты, шумовые игрушки); развитие у детей способности активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; формирование представлений об окружающем, отраженном в слове; дифференцированное восприятие предметного мира (предметные картинки по лексическим темам); стимулирование речевой активности; формирование мотивационно-потребностного компонента речи (картотека речевых игр, обыгрывание сказок с помощью театрализации и драматизации); создание игровых ситуаций, способствующих появлению интереса и целенаправленной деятельности.

  • Слайд 12

    Речевое развитие, учет образования детей с ОВЗ (ТНР) Развитие общения и сотрудничества со взрослым и детьми; развитие всех компонентов речи: игрушки для налаживания контакта с ребенком картотеки: словесных игр, «Речь в движении», потешек и других форм литературного творчества, на развитие дыхания, слухового восприятия, подражания; аудио- и видеозаписи литературных произведений; картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; образно-символический материал («Парочки», пазлы); различные виды театров; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок; ширма для кукольного театра (интеграция с ОО «социально-коммуникативное развитие»).

  • Слайд 13

    Речевое развитие: Восприятие художественной литературы и фольклора: художественная литература для чтения детям; книжный уголок. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность

  • Слайд 14

    Двигательная деятельность. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическое развитие Дети раннего возраста испытывают особую потребность в движении. В случае недостаточного удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать этого, в группе создаются условия для разнообразной двигательной деятельности: Выделяется достаточно места в группе для активного движения (что особо необходимо также детям с СДВГ и аутистическим спектром нарушений), физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажеров. Свободное пространство должно составлять не менее 1/3 группы и не более половины.Необходимо, чтобы подобранный материал стимулировал двигательную деятельность детей, был функциональным и привлекательным для малышей, способствовал расширению двигательного арсенала ребенка. Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность

  • Слайд 15

    Развивающую среду рекомендуется строить с учетом принципов, прописанных в «Концепции построения развивающей среды» (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова (1993)) Соблюдение принципа индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка Тщательное планирование обстановки до прихода детей (М. Н. Полякова); Возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка Учет принципа стабильность-динамичность Принцип учета половых и возрастных различий детей Создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я» Принцип сочетания привычных, новых и неординарных элементов в организации среды А также: Учет специфических особенностей детей с различными проявлениями ОВЗ Учет неравномерности развития ребенка Соблюдение баланса между перенасыщенностью и обедненностью

  • Слайд 16

    Практическая значимость грамотно построенной РППС: Обеспечивает использование детьми в самостоятельной деятельности знакомых действий с предметами. Служит удовлетворению потребностей и интересов каждого ребенка в различных видах деятельности. Предполагает гибкое, вариативное использование пространства, игрушек, пособий, служит обогащению опыта детей за счет: воспроизведения фонда (ресурса, запаса) приобретенных детьми ранее умений, навыков и непосредственно связанных с ними знаний; обеспечения многочисленных вариаций действий, связанных в определенном порядке в новое действие; выполнения знакомых действий с учетом новых условий; самостоятельного освоения новых действий.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке