Содержание
-
Методическая папка
Ивановой Лены Вячеславовны учителя русского языка и литературы МБОУ «Убоянская средняя общеобразовательная школа», первой категории
-
Девизжизни
Век живи-век учись!
-
Методическая тема
Формирование читательского интереса на уроках литературы
-
Из данной темы вытекают следующие задачи:
Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся в условиях ФГОС
-
Предлагаемая тема имеет практическое значение для учителей, так как обновление содержания современного литературного образования направлено на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников
-
Организация усвоения учащимися знаний в процессе активной деятельности, то есть в результате выполнения различных заданий- один из самых эффективных путей обучения. Конструирование заданий различных типов на основе системного подхода, непременным условием является обращение к текстам художественных произведений.
-
Типология заданий: познавательные задачи, тесты, устные и письменные работы и методические принципы их конструирования
Вырастить, говоря словами Вадима Левина, из «маленького школьника» «большого читателя»- сверхзадача учителя литературы, цель-мечта. Путь к ее решению- учительский талант и мастерство.
-
Тестовые задания
Тестовые задания в школе сегодня очень популярны, трудно спорить с теми, кто категорически отвергает тестовую систему. Между тем, я думаю, к тестам можно подходить разумно, если видеть в них инструмент, средство, а не цель. Например, с обсуждения тестов, решенных дома, можно начинать занятие. Поняв, какие вопросы оказались сложными, оттолкнуться от них в дальнейшем выстраивании урока.
-
Допустим, мы начинаем разбор эпизода дуэли Базарова и Павла Петровича в романе И.С Тургенева «Отцы и дети». Предложим ответить на такие вопросы: 1. Павел Петрович, придя к Базарову, держал в руках: а)перчатку Б)трость В)шляпу 2.Дуэльный костюм Павла Петровича-это: А) «тонкая батистовая рубашка, щегольская утренняя курточка» Б) «темный английский сьют, модный низенький галстук» В) «легкий клетчатый пиджак и белые как снег, панталоны 3. Базаров предлагает Павлу Петровичу заряжать пистолеты, а сам берется отмеривать шаги, говоря что А) у него длинные ноги Б) он не умеет заряжать В) он доверяет сопернику
-
Задания с констатирующей частью
Так мы называем конструкцию, в которой имеется более или менее развернутая часть, какое- то сообщение, на основе которого строится следующая часть, представляющая собой вопросительное или побудительное предложение. Особенно ценно то, что вокруг изучаемых произведений создается культурологический, литературоведческий, лингвистический контекст различных, часто противоречащих друг другу толкований, сопоставление которых- необходимый этап в формировании культурного читателя. Можно предложить следующие задания по роману Л.Н.Толстого «Война им мир»: 1.Между встречей Пьера и Андрея в Богучарове и предыдущей прошло два. Что изменилось в жизни героев? Какими они стали? 2. С какого момента диалог Петра и Андрея за обедом приобретает характер спора. Почему этот спор можно назвать философским?
-
Виды заданий при обучении сочинению-интерпретации стихотворения
Когда мы говорим о сочинении, связанном со стихотворением, то часто имеем в виду разное. Для одних это интеллектуальное упражнение, анализ. Для других- это прежде всего словесное выражение впечатлений, переживаний. Для третьих- синтез анализа и субъективной оценки. На всех этапах обучения сочинению можно предлагать обучающие задания Образец 1 задания: Расположите стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина», «Листок», «Поэт» в порядке, соответствующем убыванию в них сюжета. Последнее ( или любое другое) стихотворение кратко перескажите Словесное рисование- это хорошо известный прием. Элементы словесного рисования уместны в сочинении о стихотворении для оформления личного восприятия. Образец 2 задания: Прокомментируйте фрагмент ученического сочинения о стихотворении А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», в котором применен прием словесного рисования (отметьте, как построен фрагмент, в чем состоит прием словесного рисования и удачно ли он применен).
-
Еще один прием, который можно рассматривать как более частную методику, состоит в том, что индивидуально, в группе или фронтально отрабатывается создание текста сочинения с разбором стихотворения на готовой модели- основе. Эта модель дает установку на проведение ряда наблюдений, помогающих соотнести некоторые элементы содержания и формы. Основные параметры анализа в этом случае оказываются заданными. Это помогает освоению приемов разбора. Пример такого задания: Выполните разбор стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан», заполняя пропуски в опорном тексте. Поэт обращается ( к кому?)………., привлекая внимание к картине, изображающей (что?)………….Фонтан- это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что……………С фонтаном Тютчев сравнивает…………………..Человеческая мысль, по Тютчеву, ……………………………………. В стихотворении………строфы, каждая из которых состоит из….стихов. В первой изображен фонтан, во второй-…………………. Такую композицию можно назвать «зеркальной», потому что………….Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она ( парная, перекрестная, кольцевая- нужное подчеркнуть. Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению………….В первых четырех стихах глаголы………….вида употреблены в форме…….времени. Во второй строфе, где Тютчев уподобляет……………фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты………………
-
Комплексные задания для анализа эпизода, фрагмента эпического и драматургического произведения
Для школьного учителя немаловажно то, что текстуальный анализ фрагмента-одно из заданий ЕГЭ. В последнем задании- письменное: надо дать в пяти-шести предложениях ответ на вопрос. Образцы заданий: Задание 1. Прочитайте фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и дайте ответ: в чем проявляется отношение главного героя к родителям и как, на ваш взгляд, это его характеризует?
-
Урок-практикум по литературе как одна из форм организации учебного процесса
Технологическая цепочка проведения урока-практикума следующая: Вводная беседа-осмысление задания-выполнение задания-презентация результатов деятельности и их анализ
-
Таким образом, используя эти технологии, приемы можно интересно, творчески провести уроки литературы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.