Презентация на тему "Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация: Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 39 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями
    Слайд 1

    Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями Зам. директора по УВР, учитель-дефектолог высшей категории Барышникова Татьяна Анатольевна

  • Слайд 2

    Требования к планированию коррекционно-развивающих уроков ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА ТИПЫ И СТРУКТУРЫ УРОКА МЕТОДЫ И И ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКЕ

  • Слайд 3

    ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

    Цель урока одна. Задачи урока: У нас их три - дидактическая, коррекционно-развивающая, воспи­тательная. Дидактическая задача определяет, чему будет учитель учить на данном уроке; и от неё зависит тип и структура урока, т.е. как его спланировать.

  • Слайд 4

    Урок изучения нового материала: “Познакомить учащихся с решением задач в два действия” “Дать понятие о числе и цифре 2” Вводный урок: “Выяснить уровень знаний учащихся по теме «Овощи»” Обобщающий урок: “Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме...” Урок закрепления: “Закрепить математические умения сложения и вычитания в пределах 10” Комбинированный урок (комбинация двух дидактических це­лей урока); в своей структуре будет иметь этап закрепления и этап введения в тему: “Закрепить знания учащихся по теме «Овощи»; выяснить их представления по теме «Фрукты»” Комби­нированный урок, который в своей структуре будет иметь этап обобщения и этап изучения нового материала: “Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние живот­ные»; Дать понятие о диких животных на основе знакомства с лисой”

  • Слайд 5

    ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА.УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    I 1. Орг. момент 2. Введение в тему 3. Изучение нового 4. Обобщение 5. Итог II 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового 4. Закрепление 5. Итог III 1. Орг. момент 2. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся 3. Постановка проблемы 4. Устные отчеты учащихся 5. Итог IV 1. Орг. момент 2. Изучение нового 3. Обобщение 4. Закрепление 5. Итог

  • Слайд 6

    ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА.УРОК ОБОБЩЕНИЯ

    I Орг. Момент 2. Введение в тему 3. Обобщение: а) Обобщающая беседа б) Работа с учебником в) Программированные задания г) Рассказы учеников… 4. Итог

  • Слайд 7

    ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА.КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК(структура зависит от целей урока)

    I 1. Орг. Момент 2. Повторение 3. Изучение нового 4. Обобщение 5. Итог II 1. Орг. Момент 2. Обобщение 3. Введение в тему 4. Итог III 1. Актуализация опорных знаний 2. Изучение нового 3. Закрепление 4. Итог

  • Слайд 8

    ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА.ВВОДНЫЙ УРОК

    I Орг. Момент 2. Введение в тему 3. Актуализация опорных знаний и представлений 4. Обобщение 5. Итог а) заключительное слово педагога

  • Слайд 9

    Коррекционная направленность урока

    предполагает, чтобы методы, включен­ные в урок, выполняли не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов, т.е. чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но делали это с включением в актив­ную работу психологических функций.

  • Слайд 10

    «Озорной котенок»: детям предлагается распутать клубок слов, которые запутал озорной котенок, прочитать получившиеся слова (развитие целостности восприятия на основе упражнений в составлении фигур, составлении разрезных картинок)

  • Слайд 11

    Таким образом, четкая постановка целей урока, определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и опре­деление их рациональной комбинации (последовательности), уяснение дидактической функции наглядности, организующая роль педагога - вот условия эффективного пла­нирования коррекционно-развивающих уроков.

  • Слайд 12

    Коррекционная цель урока

    На уроке математики: мыслительная дея­тельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения. На уроке ИЗО: кор­ригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения: нужны процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. На уроке развития речи: коррек­ционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память.. Словом, коррекционная задача должна быть очень конкретной и ориентирована на активиза­цию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока.

  • Слайд 13

    Урок чтения Коррекционная задача может быть следующей: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и раз­личений. Урок труда Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в сжимании. Урок письма Вариант I.Коррекция слухового восприятия на основе упражнении в сравнении. Вариант II.Коррекция зрительного восприятия на основе упражнении на вни­мание. Вариант III.Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узна­вании и различении. Вариант IV.Коррекция логики мышления на основе упражнений в закрепле­нии смыслового сигнала зрительного образа буквы.

  • Слайд 14

    Воспитательную задачу

    мы предлагаем оставить следующую: воспитание мо­тивации к учению. Подводя итог вышесказанному, отметим, что именно четкое ориентирование учителя в целях урока определяет его четкость, логичность, дидактическую, коррек­ционную и воспитательную значимость.

  • Слайд 15

    Современные требования к планированию урока математики в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе.

    Цель, задачи и содержание обучения математике. Цель обучения математике - максимальное преодоление недостатков ум­ственного, эмоционально-волевого и физического развития школьников, подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета. Задачи обучения: Образовательная - способствовать овладению учащимися доступным мате­матическим материалом, необходимым в повседневной жизни и разных видах трудо­вой деятельности, а также для изучения других учебных дисциплин; Коррекционно-развивающая - использовать процесс обучения математике для общего развития каждого ребёнка и коррекции недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень, а также «зону ближайшего развития» учащихся на всех этапах обучения; Воспитательная - расширение общего кругозора школьников, обогащение жизненного опыта, формирование гражданских позиций на основе развития мотива­ции к учению.

  • Слайд 16

    Типы уроков математики

    - урокисообщения новых знаний, дидактической целью которых является оз­накомление учащихся с новыми математическими понятиями - уроки коррекции и закрепления новых знаний, дидактической целью которых является уточнить, правильно ли усвоены новые знания, закрепить их в сходной ситуации; - урокиформированиясчётных, вычислительных, измерительных, графическихумений. На этих уроках математические знания используются в новых ситуациях, де­ти работают с новыми наглядными средствами и раздаточным материалом, применя­ются технические средства обучения; - урокиобобщенияисистематизациизнаний, основной образовательной целью которых является формирование математических понятий после усвоения знаний по одной или нескольким темам , систематизация их знаний, формирование обобщенных способов действий, сравнение математического материала по нескольким темам ; урокиповторения, основной целью которых является повторить ранее изу­ченные разделы и темы математики, т.е. актуализировать ведущие знания. - урокипроверки, оценкизнаний, основной образовательной целью которых является устная или письменная проверка знаний учащихся по теме, за учебную чет­верть, за учебный год; - комбинированныйурок, в ходе которого учитель ставит цель не только повторить, закрепить, систематизировать математические знания учащихся по опреде­ленной теме, но и познакомить учащихся с новым материалом и провести его пер­вичное закрепление, в ходе урока вести текущий контроль знаний и умений учащих­ся.

  • Слайд 17

    Структура урока математики

    Структурные элементы (этапы) урока математики и требования к ним. 1. Организация учащихся на урок. 2. Проверка домашнего задания. 3. Устный счёт. 4. Актуализация математических, знаний и подготовка к восприятию нового материала. 5. Сообщение новых знаний, восприятие их учащимися. 6. Первичное закрепление и коррекция новых знаний. 7. Закрепление знаний в новых ситуациях. Формирование умений. 8. Повторение пройденного материала (базисных, ведущих знаний). 9. Задание на дом. 10. Подведение итогов урока.

  • Слайд 18

    Требования к урокам обучения грамоте и русского языка в младших классах школы для умственно отсталых учащихся.

    Задачи и этапы обучения русскому языку: Повысить уровень общего развития учащихся. Научить их правильно и осмысленно читать. Выработать навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма. Вооружить учащихся умением последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В младших классах эти задачи по-разному решаются в зависимости от этапов обучения, которые можно выделить следующим образом: 1 этап- 1 класс, задачей которого является обучение детей первоначальным навыкам чтения и письма. В свою очередь этот этап подразделяется на два периода - добукварный или пропедевтический (подготовительный) и букварный. 2этап- 2класс, который можно рассматривать как послебукварный, и в задачу которого входит закрепление полученных графических навыков, формирование навыковфонетически правильного письма, когда написание не расходится с произно­шением. 3 этап- 3-4 классы. В этот период решаются задачи формирования у учащихся познавательной языковой активности, практического усвоения ряда грамматических сведений о орфографических правил, навыков письма по правилу, овладения про­стейшими видами устной и письменной речи.

  • Слайд 19

    Добукварный (пропедевтический) период обучения грамоте.

    Основными задачами добукварного периода обучения являются: - первичное изучение детей, поступивших в первый класс, направленное на по­вышение их общего и речевого развития, уровня владения учебными знаниями и на­выками; развитие интереса к обучению; воспитание навыков речевого общения; развитие фонематического слуха; отработка произносительной стороны речи; развитие зрительного восприятия и пространственного представления; коррекция моторики мелких мышц руки, подготовка к обучению письму.

  • Слайд 20

    Примерные схемы уроков.

    Чтение. 1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. 2. Беседа на определенную тему или по сюжетной картине. Обучение правиль­ному построению фразы. 3. Составление предложений по картинке. Моделирование предложения в виде условно-графической схемы. 4. Развитие слухового внимания путем различения звуков окружающей дейст­вительности (игры «Волшебный мешочек», «Угадай по звуку, какая это игрушка» и другие). 5. Прослушивание стихотворения или сказки. Ответы на вопросы. 6. Отгадывание загадки или разучивание четверостишия с голоса учителя.

  • Слайд 21

    Письмо. 1. Упражнения для развития моторики кисти и пальцев рук. 2. Различение комбинаций из цветных полосок или геометрических фигур (по цвету и расположению). Зрительный диктант. 3. Соединение точек для получения геометрических фигур. Штриховка их в направлении сверху вниз. 4. Написание прямой наклонной палочки. 5. Рисование бордюра.

  • Слайд 22

    Букварный период.

    Обучение грамоте начинается с усвоения звуков, т.е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях, дифферен­циации смешиваемых звуков. Основным приемом обучения чтению (слиянию букв, в слоги) является чтение «по следам анализа». Важными, используемыми при обучении выступают приемы - чтение по подобию, с предварительной подготовкой; по аналогии, путем преобразо­вания, наращивания, изменения формы слова и другие, соответствующие той или иной группе звуков. Обучение письму, как и чтению, опирается на звуко-буквенный анализ. Сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих ана­лизаторов. При обучении письму также предусматривается постепенное наращивание трудностей: знакомство с рукописным начертанием буквы; знакомство со слогом, упражнения в написании слогов, слов; обучение соеди­нению букв; списывание рукописного текста, затем печатного; упражнения в записывании буквы в слове или слога; письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звуко­буквенным анализом.

  • Слайд 23

    Приемы работы на уроках чтения: Тема: Изучение звука и буквы Задачи: 1. Познакомить со звуком и буквой... . 2. Развивать аналитико-синтетическую деятельность, корректировать фонематическое восприятие и произношение. 3.Воспитательная задача на этапе обучения. Воспитание мотивации к учению. Оборудование урока: Настенная картина на тему урока (например, рычащая собака с костью), настенная касса, предметные картинки большого формата для фронтальной работы и меньшего формата для каждого ученика, наборное полотно общее и у каждого ученика, касса букв и слогов у каждого уче­ника, сигнальные таблички (флажки), индивидуальные карманные зеркала. Количество часов на прохождение нового звука и буквы планируются учителем, исходя из программных требований.

  • Слайд 24

    Этапы урока чтения

    1. Артикуляционная гимнастика, направленная на произношение изучаемого звука (например, «оскал», язычок «лопаткой», «жалом» и др.). 2. Беседа по картине, выделение слова с нужным звуком, выделение звука, его условно-графическое обозначение синим или красным кружком. . 3. Уточнение произношения звука, ощущение укладов речевых органов, кор­рекция произношения звука у отдельных учеников. 4. Узнавание звука в словах, произносимых учителем, произнесение звука изолированно и в данных словах. Работа с сигнальными табличками (“Услышишь в сло­ве звук, подними табличку”). 5. Нахождение предметов или картинок с изображением предметов, в назва­нии которых встречается изучаемый звук. Произнесение звука и слова с данным зву­ком. 6. Предъявление буквы, обозначающей изучаемый звук.

  • Слайд 25

    7. Ознакомление с образцом буквы, ее элементами, нахождение данной буквы среди других, уже знакомых детям, обведение пальчиком буквы из наждачной бума­ги, составление её из проволоки и обведение, определение, где встречали данную бу­кву . 8. Упражнения на соотнесение звука и буквы. 9. Нахождение места («домика») данной буквы настенной кассе и в индиви­дуальной кассе. 10. Работа с букварем. Все упражнения по выделению звука, знакомство с бу­квой, рекомендованные на букварной страничке. Чтение буквы. Следующая работа направлена на обучение чтению слогов, слов, предложений. Она может осуществляться на одном уроке или на последующих, в зависимости от планирования. 11.Рассмотрение картинки, называние слова. Деление слова на слоги, выделе­ние первого слога, звуков, установление их последовательности в слове, по следам анализа составление слога из букв разрезной азбуки. 12. Чтение изученного слога, составленного из букв разрезной азбуки, нахож­дение и чтение слога целиком по слоговой таблице. Чтение слога по букварю. Аналогично проводится работа по обучению чтению слов, предложений, связного текста по букварю.

  • Слайд 26

    Методы и приемы на уроках письма:

    1.Упражнение для развития моторики мелких мышц руки. 2.Чтение печатной буквы. 3.Предъявление письменной буквы и её анализ. 4.Написание буквы учителем на доске с объяснением. 5.Обведение написанной буквы в «воздухе» под руководством учителя, обве­дение индивидуально каждым учеником буквы из наждачной, бархатной бумаги, из проволоки. 6.Написание буквы учащимися на доске под руководством учителя. 7.Обведение «сухой» ручкой образа, написанного учителем в тетради, обведе­ние букв в тетради, написание буки по опорам, предложенным учителем. 8.Пробное написание одной буквы, двух, написание половины строчки, целой строки букв. 9.Упражнения в написании буквы в тетради. Обучение письму слогов, слов может быть отдельной темой или входить как этап этого же урока. 10.Анализ слова, выделение слога, составление его из букв разрезной азбуки. 11.Написание слога учителем на доске с четким объяснением соединения букв. 12.Написание слога на доске учащимися. 13.Обведение образов написания слога, пробное самостоятельное написание слога, упражнения в написании слога.

  • Слайд 27

    Обучение фонетически правильному письму.

    Наибольшие трудности у учащихся вызывают следующие написания: - графическое изображение отдельных букв, смешение их по сходству начерта­ния; - слова, состоящие из трех и более слогов; - слова со стечением согласных; - кодирование буквами акустически сходных звуков (звонких и глухих, твер­дых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат); - обозначение артикуляторно близких звуков (р - л); - написание йотированных гласных в начале слова или после согласных (Яма, Рая); - обозначение мягкости согласных гласными буквами (няня) и буквой «ь» (конь); - раздельное написание слов в предложении.

  • Слайд 28

    Обучение фонетически правильному письму должно проходить в три этапа. Первый этапвключает формирование навыка звуко-буквенного анализа. Важ­ным здесь является развитие фонематического слуха и правильного звукопроизноше­ния. Второй этапзаключается в применении системы упражнений, подготавливающих учащихся к овладению письмом под диктовку; текстуальное списывание, списы­вание с дополнительным заданием вставить пропущенные буквы, слоги; самостоя­тельно написание слов по следам анализа. Третий этап является наиболее сложным, т.к. направлен непосредственно на обучение школьников писать под диктовку слова, предложения в определенной по­следовательности: после составления из букв разрезной азбуки; с предварительной условно-графической записью; «по следам анализа»; «по следам анализа» только трудных слов; самостоятельное письмо по слуху. В качестве упражнений могут быть рекомендованы: орфографическая минутка, зрительный диктант, комментированное письмо, диктанты предупредительные, объ­яснительные, работа над ошибками.

  • Слайд 29

    Обучение письму по правилу.

     Для изучения в младших классах выделены расходящиеся с произношением написания, которые можно подвести под обобщение в виде правил: Наиболее легкими являются написания, которые базируются на фонетически принципе (пиши, как слышишь, как говоришь), но в то же время они могут быть объе­динены в. правила, т.е. обобщены. Это правописание мягкого знака в конце и середине слова для обозначения мягкости согласного и разделительного мягкого знака (пень, коньки, пью). С произношением расходятся также традиционные написания, которые не имеют способов проверки. Это слова с непроверяемыми безударными гласными, так назы­ваемые словарные или трудные слова. Фактически их нельзя подвести под какое-либо правило. В основе этих написаний лежит зрительно-моторное запоминание. Для каждого года обучения программой закреплены список слов, написание которых нужно запомнить. Правописание гласных после шипящих, по существу, тоже традиционное напи­сание, но позволяющее сделать обобщение, т.е. сформулировать правило. Опорой здесь, как при всех традиционных написаниях, является зрительно-моторное запоминание.

  • Слайд 30

    Правописание имен собственных формируется в течение длительного времени, т.к. в своей основе имеет определенное грамматическое понятие. Главным при обуче­нии здесь является не зрительно-моторное запоминание, а суждение, позволяющее выделить имена собственные и правильно их написать. Наиболее сложными для усвоения в младших классах являются правила право­писания звонких и глухих согласных и безударных гласных, написание которых можно проверить. Другой опоры, кроме знаний самого правила и умения применять его при письме, в этих случаях нет. Усвоение орфографического правила умственно отсталыми младшими школь­никами может быть достаточно успешным при соблюдении ряда условий.

  • Слайд 31

    1. Требование сознательного усвоения правила. Этому должны способствовать 2. упражнения, подготавливающие учеников к пониманию нового правила, поставка проблемы, подводящей к необходимости его применения, а также яркое и убедитель­ное его объяснение. 3. Овладение умственно отсталыми детьми операциями, связанными с примене­нием правил на практике. 4. Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. Ученики должны уметь выделять орфограммы, подходящие под то или иное правило. 5. Повторение пройденного. Необходимо найти время для повторения пройденных орфограмм при изучении каждой новой темы. Это важно, т.к. учащиеся могут усвоить материал только в том случае, если он часто встречается в их практике.

  • Слайд 32

    Практические грамматические упражнения.

    Система практических грамматических упражнений в младших классах вспомогатель­ной школы включает следующие темы: 1.Построение простого предложения. 2.Слова, обозначающие название предметов. 3.Слова, обозначающие название действий. 4.Слова, обозначающие название признаков (качеств предметов). 5.Родственные слова.

  • Слайд 33

    Методические технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии.

    Полноценный навык чтения вслух характеризуется следующими качествами: сознательностью, правильностью, беглостью и выразительностью. Все эти качества раскрывают разные стороны навыка чтения. Определим их. Сознательность чтения - это такое качество, при котором достигается понимание информационного, смыслового и идейного содержания произведения. Правильность чтения предполагает воспроизведение слов без искажения их звукового состава и словесного ударения. Беглость чтения - это определенный темп воспроизведения слов, приближаю­щийся к темпу разговорной речи. Выразительность чтения - это качество, которое требует передачи эмоциональ­ной, смысловой и идейной сторон произведения с помощью различных средств инто­нации.

  • Слайд 34

    Требования к планированию уроков развития речи.

    Уроки развития речи проводятся 1 раз в неделю в I -II классах, 2 раза в неделю в III-IV классах. Основными задачами этих уроков являются следующие: коррекция недостат­ков общего и речевого развития учащихся, расширение и уточнение круга представ­лений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюда­тельности учащихся на основе систематических упражнений.

  • Слайд 35

    Схема урока развития речи по типу «изучение нового» имеет следующий вид: Вариант № 1 I. Организационный момент: а) упражнения, тесты, головоломки на внимание, восприятие, память; б) лексические упражнения. II. Актуализация опорных знаний и представлений: а) вводная беседа; б) упражнения на узнавание, различение; в) сообщение темы, целей урока. III. Изучение нового: а) рассказ учителя; б) демонстрация наглядности, схем, опор. IV. Обобщение: обобщающая беседа. V. Закрепление: а) программированные задания, б) графические работы; в) работа с текстом и т.д. VI. Итог.

  • Слайд 36

    Схема урока развития речи по типу «изучение нового» имеет следующий вид: Вариант № 2 I. Организационный момент: лексические упражнения. II. Введение в тему: а) вводная беседа; б) сообщение темы, целей урока. III.Изучение нового: а) актуализация имеющихся знаний учащихся; б) рассказ, объяснение учителя. Физминутка. IV. Закрепление: а) обобщающая беседа; б) практические работы.

  • Слайд 37

    Структура комбинированного урока I. Организационный момент: упражнения на внимание, намять, восприятие. II. Повторение: а) обобщающая беседа; б) упражнения в узнавании, различении... на выбор в) программированные задания; г) рассказ ученика. III. Изучение нового: а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов; б) рассказ учителя. IV. Физминутка. VI. Закрепление: а) упражнения в узнавании: определении; б) лексические игры, задания. VII. Итог.

  • Слайд 38

    Структура обобщающего урока I. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций. Обобщение: а) обобщающая беседа; б) упражнение на узнавание, определение, на выбор; в) программированные задания; г) лексические игры и задания; д) работа с опорой на графические схемы. Физминутка. IV Итог.

  • Слайд 39

    Структура вводного урока I. Организационный момент. II Введение в тему: а) вводная беседа; б) упражнения на узнавание, различение, определение; в) классификация предметов; г) составление предложения на основе демонстрации натуральной наглядности с опорой на графические символы; д) работа по иллюстрациям «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.; е) программированные задания

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке