Содержание
-
Мониторинг потенциальных и актуальных факторов риска развития Центр экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Отдел суицидологии филиала ФГБУ "ФМИЦПН" им. В.П. Сербского Минздрава России Банников Г.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д., Павлова Т.С.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. )
Суицидальным поведением мыпредлагаем называть любые внутренние и внешне формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают аутоагрессивные действия суицидальные попытки и завершенные суициды (В.А. Тихоненко 1978).
-
Стадии развития суицидального поведения(Тихоненко В.А. 1978)
Антивитальные переживания. Размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь» и т. п., где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не натему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Примером этому являются высказывания: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться»; «если бы со мной произошло что-нибудь, и я бы умер...» и т. п. Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана реализации. Продумываются способы суицида, время и местодействия. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
-
Антивитальные и пассивные суицидальные переживания
У мальчиков психологическими предикторами суицидального поведения являются безнадежность, зависимость и нарушения социально-психологической адаптации. У девочек – разлад в семье, нарушение семейно-ролевых отношений, и, соответственно, представлений о них, ранние нарушения поведения. Подросткам с суицидальными попытками, в отличие от лишь размышляющих о суициде, свойственны более глубокие переживания, связанные с безнадежностью, изоляцией и самим наличием суицидальных мыслей без желания обсуждать суицидальные мысли.
-
Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения (Суицидология №4 (21) стр. 21-31)
-
Методики скрининга психологических потенциальных и актуальных факторов риска развития суицидального поведения
-
Проведение первого этапа диагностики 1 (скрининг)
Тестирование проводится очно, фронтально, в электронном виде с помощью программного продукта «Мониторинг риска развития суицидального и самоповреждающего поведения у обучающихся». Обследуемым мониторинг представляется как плановая оценка их настроения и психологического благополучия. Тестирование проводится с обучающимися, имеющими согласие родителей на психологическое сопровождение ребёнка школьным психологом. Каждому испытуемому присваивается персональный код (по схеме номер испытуемого, класс, школа, например 19А1865, 29А1865 и т.п.), список фамилий и кодов хранится у ответственного за проведение тестирования.
-
Проведение первого этапа диагностики 2
Данные через специальную форму (обезличенные, без персональных данных) оперативно поступают специалистам ЦЭПП, автоматически обработанные с выделением предположительной «группы риска» Каждому респонденту присваивается персональный код, список кодов хранится в образовательной организации у лица, ответственного за проведение тестирования.
-
-
Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)
Данная методика служит прямым индикаторомкризисного состояния или депрессии. «Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему», «В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится». Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему Интерпретация - риск если: 1. 15-20 баллов – безнадежность тяжёлая. 2. Если наблюдаются хотя бы 3 ответа из выделенных красным цветом утверждений), необходима индивидуальная беседа по данным вопросам.
-
Группа риска по шкале безнадежности Бека
-
Опросник одиночества Расселла(Версия 3. 1996)
3. Я чувствую, что нет никого, к кому можно обратиться 4. Я часто чувствую себя одиноким 11. Я часто чувствую себя покинутым, ненужным? 19. Я часто чувствую, что нет людей, с которыми можно поговорить? Интерпретация: 1. >30 -риск 2. Если наблюдаются хотя бы 2 ответа из выделенных красным цветом утверждений (особенно на 4 и 11 утверждение), необходима индивидуальная беседа по данным вопросам.
-
Группа риска по шкале одиночества(UCLA, версия 3, Д. Расселл).
-
WHO-5 Well-BeingIndex (1998) Индекс хорошего самочувствия (на выявление депрессии у подростков 14 и старше)
Особенно значимыми с точки зрения выявления депрессии являются отрицательные ответы на вопросы: «У меня было хорошее настроение и чувство бодрости» «Я чувствовал себя активным и энергичным» Интерпретация: если на эти вопросы –были получены 0 или 1 балл, то требуется индивидуальная консультация.
-
Группа риска по выраженности депрессивных проявлений
-
Опросник Басса-Перри
Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека Если меня спровоцировать я могу ударить другого человека Временами мне кажется, что жизнь мне что-то не додала Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи Вопросы 8 и 16 отвечают за депрессивное состояние. Ключевыми вопросами, после которых необходима индивидуальная беседа являются 1 и 29
-
Выраженность показателей Басса-Перри в исследуемой выборке(мальчики)
-
Выраженность показателей Басса-Перри в исследуемой выборке(девочки)
-
Возможный риск по акцентуациям нарциссического, эмоционально неустойчивого и негативистическоготипов (опросник личностных расстройств)
-
Самоповреждающее поведение
Ключевым является положительный ответ на вопрос: «Я пытался нанести себе физический вред» Может быть косвенным признаком участия в «группах смерти»
-
Возможный риск по самоповреждению
-
Актуальные и потенциальные факторы риска самоповреждающего поведения
-
Группа риска с самоповреждающим поведением 85% активно посещают или создают странички культивирующие тему смерти (данные по Москве)
-
Стратегии совладания со стрессом
показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии; 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии; показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
-
Исследовании семьи как потенциального фактора риска
Семья может быть одним из наиболее сильных факторов риска психопатологии, в частности, суицидальности детей и подростков. Семейные факторы риска входят в пятерку ключевых психосоциальных факторов суицидального поведения подростков и молодежи.
-
Модель семьи Олсона.
сплочённость– отражает соотношение между обособленностью членов семьи и их общностью. гибкость – способность семьи по необходимости менять лидерство, ролевые отношения, правила отношений и т.д. то есть находить оптимальное соотношение между стабильностью и изменениями. коммуникация – фокусируется на умении выслушать, разговорные навыки, самораскрытие, ясность, отслеживание сценария, уважение, забота.
-
Графически представленные результаты тестирования
-
Сбалансированность семейной структуры
-
-
Выделение групп риска на основе сочетания актуальных и потенциальных факторов
Клиническая значимость
-
Последовательность обследования группы риска
Группа с риском самоповреждений Группа акцентуированных личностей с признаками кризисного состояния: безнадежность, одиночество, депрессия (достаточно неблагополучия по одной из шкал). Группа с признаками кризисного состояния без акцентуаций (безнадежность, одиночество, депрессия). Группа акцентуированных подростков с повышенными показателями по агрессии.
-
Сравнение по группам риска
-
Проведение второго этапа диагностики (индивидуальное полуструктурированное интервью)
Второй этап проводится не позднее чем через 2 недели после скринингового тестирования. В первую очередь это касается группы с самоповреждающим поведением. По результатам диагностических интервью подтверждается или опровергается принадлежность опрошенных к «группе риска»
-
Примерная структура беседы, проводимой специалистом.
«Я бы хотел(а) задать тебе несколько уточняющих вопросов по поводу тестирования, которое проводилось в школе. Ты не против? Это займёт у нас от пяти минут до получаса. Если у тебя есть какие-то вопросы по тестированию, я на них с удовольствием отвечу». Перед проведением интервью важно создать атмосферу доверия и безопасности. В ходе диагностического интервью, обучающимся задаются уточняющие вопросы по положительным ответам на представленные ниже пункты опросников (эти вопросы автоматически выделяются красным цветов в итоговой таблице результатов тестирования).
-
Алгоритмы действий педагога при выявлении самоповреждающего поведения обучающихся
-
Наиболее важные вопросы, на которые нужно ответить:
являются ли акты самоповреждения суицидальными или несуицидальными; являются ли акты самоповреждения симптомом психического расстройства или психологических проблем; являются ли они сознательными и осмысленными или импульсивными и неконтролируемыми; какие психологически значимые цели достигаются подростком через совершение самоповреждений: избавление от невыносимого напряжения, достижение покоя, восстановление контроля над эмоциями, воздействие на других людей, изменение состояния сознания и т. п.
-
Оценка механизмов и мотивов самоповреждающего поведения (СП):
Способ СП (оценка брутальности). При каких обстоятельствах произошло СП. Какие были чувства и мысли при нанесении себе повреждений. Было ли лишение себя жизни целью СП. Какой был основной мотив СП. Были ли раньше случаи самоповреждения. Как подросток относится к своим действиям сейчас. Кто еще знает о самоповреждающих действиях (родители, друзья). Как они к этому относятся. Как бы подросток поступил бы в этой ситуации теперь.
-
-
Разделение по группам в зависимости от актуальности риска развития суицидального/самоповреждающего поведения и их дальнейшее сопровождение.
-
Благодарим за внимание! © ЦЭПП МГППУтел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07Москва2017
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.