Содержание
-
Особенности развития высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровьяВоробьева Элла Юрьевна, учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ № 31 города Москвы
…………
-
Особенности памяти при задержке психического развития
Снижение объема памяти и скорости запоминания. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Преобладание наглядной памяти над словесной. Снижение произвольной памяти. Снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития является одной из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
-
Особенности внимания при задержке психического развития
Причины нарушенного внимания - астенические явления, несформированность механизма произвольности, несформированность мотивации. Низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. быстрая истощаемость и утомляемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Узкий объем внимания, что приводит к фрагментарности выполнения заданий.Более сильно нарушено произвольное внимание.
-
Особенности восприятияпри задержке психического развития
Причина нарушения восприятия -недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия. Недостаточная полнота и точность восприятия – это связана с нарушением внимания, механизмов произвольности, целенаправленности и организованности внимания; Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»). Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
-
Особенности мышления при задержке психического развития
Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач (Начинают действовать сразу, с ходу.В большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания). Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образное мышление.
-
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ (увлекаются мелкими деталями, не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки); сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
-
Устные задания выполняются по следующему алгоритму (инструкционной карточке):
учитель проговаривает само задание – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем; пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д. с каждым действием задания; итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
-
Письменные задания:
учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске, на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий); проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
-
Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. К.Д.Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как: - стимулирует элементарные умственные процессы; - развивает устную речь; - способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.