Содержание
-
Памятка для родителей «Возрастные характеристики развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье» в младшем возрасте Развитие моторики и становление двигательной активности. Движения и действия детей в деятельности конструирования становятся все более разнообразными и координированными. Происходит развертывание конструирования, в котором дети, как правило, поглощены процессом, а не результатом. Вместе с тем, они уже способны выполнять различные действия по своему желанию или подражая взрослому. Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особые изменения наблюдаются в общении: на смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, основной мотив которой – познание окружающего мира, наступает возраст «почемучек». Общение с близкими взрослыми (родителями, педагогами) постепенно приобретает внеситуативный характер. Взрослый по прежнему – главный партнер по общению, однако начинает усложнятся общение ребенка со сверстниками. Становление познавательных процессов, развитие личностных качеств ребенка происходит через игру, поэтому так важно, чтобы дети имели возможность самостоятельно обыграть свои постройки, фигурки, атрибуты. Кроме того, игра выступает основным мотивом для вовлечения детей в конструирование. Психическое развитие. Среди познавательных процессов выделяется память, оказывающая влияние на развитие всей познавательной сферы детей четвертого года жизни. Память пока непроизвольная, но ребенок легко запоминает то, что его привлекло, заинтересовало, вошло в практи- ческийопрыт, культурные практики.
-
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к четырем годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен недолгое время целенаправленно наблюдать, рассматривать, сравнивать, вести поиск. Происходит формирование сенсорных эталонов(обобщенных представлений о форме, цвете, размере). Которые пока еще остаются предметными. Мышление ребенка формируется благодаря активному развитию речи и общению с близкими взрослыми. До 3,5-4 лет ведущим является наглядно-действенное мышление, в котором постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления проявляется в способности ребенка отделять образ от конкретного предмета и обозначать его с помощью слова. Так ,например, в конструировании – дорожка, домик, мостик, машина – это не только объекты реального мира или ассоциативно с ними связанные детские постройки, но и первые замыслы, выраженные соответствующими словами или словосочетаниями. Воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления. Довольно часто дети начинают конструировать под влиянием своих чувств. Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно «направлять» его на предметы, инструменты, сооружения. Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок, подвижен, зависим от наличной ситуации ближайшего окружения. Если близкие взрослые понимают и принимают его, то и общая ситуация развития благоприятная, ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и базовое доверие к миру. Но в этот период могут проявляться и последствия кризиса трех лет: негати- визм, упрямство, агрессивность. Произвольность поведения еще только начинает формироваться, поэтому деятельность детей четвертого года жизни носит неустойчивый характер. Мотив общественной пользы созданной конструкции
-
пока еще малоэффективен. К концу четвертого года жизни начинает формироваться целеустремленность - важнейшее волевое качество человека. Более устойчиво оно проявляется при постановке цели и определении мотива деятельности, менее выражено – в планировании очередности действий и выборе способов конструирования. Центральным механизмом развития личности остается подражание: ребенок копирует поступки и действия взрослых, еще не до конца осознавая их смысла. Однако уже к трем с половиной годам он может достаточно адекватно оценивать свои возможности и начинает осознавать самого себя. У ребенка появляются первые представления о себе как о личности, которая действует по своей воле, самостоятельно. В этом возрасте развитие самосознания связывается с отделения себя от других, с появлением позиции «Я» и положительного отношения к своему имени. Любимым выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание сделать что-то самостоятельно, без помощи взрослого. Воспитателю следует обращать особое внимание на развитие активности, самостоятельности детей и поддержку индивидуальности, которая уже начинает проявляться в выборе темы, своего замысла, способа, материала для конструирования, предмета для обыгрывания постройки, а так же в эмоциях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.