Содержание
-
Педагогическая гостиная«К школьной жизни готовы?»
Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь писать, читать и считать, это значит - быть готовым всему этому научиться. Л.А. Венгер
-
Какие они -современные дети?
Более информированы. Мало читают (и слушают чтение). Рано начинают учиться в ущерб игре, духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Ограничены в общении со сверстниками. Лишены опыта исполнения социальных ролей. Полярны по уровню умственного и познавательного развития. Более открыты и стремятся отстаивать свое мнение, но и враждебнее.
-
Это важно!
«Важно обращать внимание на особенности в развитии и поведении детей и признавать то, что некоторые исключения из общего правила могут предвещать будущие сдвиги в самих правилах». Нико Ван Уденховер
-
С 1 января 2016 года все детские сада РФ работают по ФГОС ДО
-
-
Из Федерального закона «Об образовании в РФ»
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижениеуровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
-
«Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».
-
КАКОЙ ОН - ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО САДА?
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений; обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам в игре и социальным нормам;
-
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими; хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребенка складываются предпосылки грамотности, умеет выделять звуки в словах; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
-
Динамика личностного развития ребенка
Дошкольник Деятельный, активный, любознательный, открытый. Доброжелательный, отзывчивый, положительно относящийся к себе. Уверенный в себе Имеющий чувство собственного достоинства. Навык самообслуживания Младший школьник Исследовательский интерес Коммуникативность Ответственность,саморегуляция. Уважительное отношение к другим детям и иным точкам зрения. Навык самоорганизации и ЗОЖ
-
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
-
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, инициативности.
-
Дети к этапу завершения дошкольного образования (6-7 лет) в процессе воспитания и обучения учатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
-
Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно.
-
Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей. 3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкогоинтереса к ней.Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе. 4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
-
Рекомендации по развитию детскойинициативы для родителей. 5. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. 6. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом.
-
Рекомендации по развитию детскойинициативы для родителей. 7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания!
-
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – важнейшая задача семьи и педагогов ДОО в подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
-
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
-
Критерии психологической готовности ребенка к школе 1. Социально-психологическая готовность к школе: учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых). 2. Школьно-значимые психофизические функции: развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева); координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру); логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам); произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
-
Условия формирования психологической готовности: адекватные и единые требования к ребенку в условиях семьи и ДОО; доброжелательный контроль и положительная оценка взрослого; построение рационального режима; адекватность стиля общения взрослых с ребенком в семье и в ДОО; формирование у детей правильных представлений о школе, учении, а также положительного эмоционального отношения к школе; охрана психологического здоровья, психологическая поддержка.
-
Факторы риска нарушения психологического здоровья у старших дошкольников:
Факторы среды (объективные, независимые) – неблагоприятные условия семейного воспитания, детского учреждения: занятость, дефицит времени, ускоренный ритм, материальные и социальные трудности, как следствие – стресс и невротизация родителей и педагогов; конфликтность (внутриличностные; скрытые, явные); бесконтрольный процесс влияния СМИ; игрушки, игры, в том числе - компьютерные; стиль общения в семье; родительское программирование (+ установки педагогов); наказания, угрозы, окрики, замечания.
-
15 знаний ребёнка перед поступлением в школу:
Своё имя, отчество и фамилия. Свой возраст и дата рождения. Своя страна, город и домашний адрес. Фамилия, имя, отчество родителей, их профессии. Времена года, месяцы, дни недели. Названия домашних, диких животных и их детёнышей. Тематический словарь: фрукты, овощи, транспорт, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, насекомые, ягоды. Пересказ народных сказок, некоторых произведений детских писателей. Названия и различия геометрических фигур, ориентация в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ). Умение полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке. Способность запомнить и назвать 8-10 предметов, картинок, слов. Разделение слов на слоги по количеству гласных. Определение количества, последовательности и места звуков в слове. Хорошее владение ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать. Счет от 1 до 10. Обратный счёт от 10 до 1. Счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.
-
Решающее значение имеют не сами по себе навыки и знания, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности (интеллектуальная активность, желание и привычка думать, рассуждать, любознательность, пытливость ума, желание задавать вопросы, интересоваться новым).
-
Особое место занимает: Способность и умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 2. Умение выполнять указания взрослого (поведение, задания), действовать по правилу и образцу.
-
Общая характеристика неготовности: ► быстрая утомляемость, неустойчивость высшей нервной деятельности; ► преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; ► привлекательность деятельности связана с интересом и эмоциональной стороной (непроизвольность запоминания); ► неспособность быстро и часто переключать внимание; ► малая устойчивость внимания; ► высокая эмоциональность, аффективные вспышки.
-
Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?
1. Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интересного", "будешь совсем как взрослый", ну и конечно: "купим красивый портфель, форму"...). 2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле слова: сводите его туда, покажите класс, столовую, спортзал, раздевалку. 3. Расскажите о своих любимых предметах, школьных друзьях, учителях.
-
4. Покажите фотографии, грамоты, связанные со школьными годами родителей. 5. Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей. 6. Играйте с ребёнком в школу, обязательно со сменой ролей. Пусть он побудет учеником, а вы — учителем и наоборот. 7. Пробуйте играть во все игры согласно правил. Старайтесь учить ребенка не только выигрывать (он отлично умеет это делать сам), но и проигрывать (относиться адекватно к своим неудачам и ошибкам).
-
Не забывайте читать ребенку рассказы, сказки, в том числе и о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте о том, как это будет у него, поделитесь своими личными воспоминаниями. 9. Заранее приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи). 10. Позаботьтесь о летнем отдыхе и укреплении здоровья будущего первоклассника. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.
-
Психолого-педагогическая диагностика
На начало учебного года: Уровень актуального развития на момент обследования (сентябрь). На конец учебного года: Уровень актуального развития на момент обследования (май); Определение уровня готовности к школе (май).
-
Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш ребенок, зависит, насколько успешно он сможет ее одолеть. Поэтому изначально очень важно определить готовность ребенка к школе и исправить имеющиеся недочеты.
-
Заповеди для мамы и папы будущего первоклассника 1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».
-
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 6-7-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
-
-Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». - Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
-
-Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний» и т.п. -Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
-
2. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
-
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
-
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»). Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
-
5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
-
6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
-
7. Помогите ребёнку найти ответ на каждый вопрос. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
-
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
-
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
-
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.