Содержание
-
Поиск эффективных путей взаимодействия педагогов и родителей в решении коррекционных задач.
Токарева Эллина Николаевна, учитель – логопед МБДОУ №28 «Буратино» Зайцева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ №28 «Буратино» г. Альметьевск.
-
Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. Выдающиеся педагоги прошлого считали главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве родителей, предоставляя в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы (Н.Ф. Виноградова, Л.C. Выготский, Н.Г. Година, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский). Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый учитель-логопед может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для них форме. В нашем саду осуществляются коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы.
-
Формы работы с родителями.
Коллективная – родительские собрания, консультации, семинары, речевые праздники, фронтальные открытые показы НОД, выставки, пособий. Индивидуальные – индивидуальные беседы, индивидуальные практикумы, просмотр индивидуальных занятий, анкеты, записки – рекомендации, тетрадь для домашних занятий, библиотечка. Наглядные – речевой уголок, доска объявлений, экран звукопроизношения, информационный лист.
-
Задачи работы с семьями воспитанников.
— установление партнерских отношений для создания оптимальных условий развития ребенка; — изучение условий семейного воспитания, межличностных отношений; — формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, его возможностям и потребностям; — повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка; — формирование у родителей активной позиции в вопросах развития и воспитания ребенка.
-
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Обращение в устной форме требует много времени и родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают от педагогов. Для того чтобы они смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит выполнить эти действия последовательно и точно. Поэтому итогом почти каждого занятия служит информационный буклет (памятка) с рекомендациями по данной теме. Благодаря такому общению между родителями и педагогами складываются доверительные тесные отношения, родители более грамотно подходят к выбору игр, книг для детей, стремятся выполнять рекомендации педагогов, способствуя не только закреплению навыков, приобретенных детьми на занятиях, но и формированию у них положительного настроя на учебную деятельность.
-
Цель работы с родителями :
стимулирование взаимодействия детей и родителей, совместное преодоление речевых нарушений, заинтересованность в конечном результате и успехе ребенка.
-
«Рисуем и рассказываем сказку вместе».
Родители помогали детям нарисовать опорные картинки по содержанию сказок на заданную тему, соединить их в небольшую книжечку, рассказать сказку вместе и самостоятельно, выучить отрывки из сказки (напр. по теме «Дикие животные наших лесов» - сказки «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Заяц и Лиса»). В начале учебного года в «Родительском уголке» вывешивается список рекомендуемой для чтения старшим дошкольникам литературы. Беседуя с ребенком о содержании прочитанной книги, родителям рекомендуется задавать такие вопросы, на которые ребенок сможет дать развернутые, полные ответы. Их нужно записывать в конце книжечки. Вместе с ребенком нужно проанализировать поступки литературных героев. В конце краткого рассказа о прочитанной книге сделать рисунок. Творчество в оформлении работ приветствуется.
-
Такая форма работы приучает ребенка любить книги и быть вдумчивыми читателями; побуждает желание быстрее самому научиться читать, эмоционально сближает родителей с детьми. Стимулирует речевую и познавательную активность воспитанников. Чувствуя поддержку и понимание близких, малыш тем самым приобретает уверенность в себе, что необходимо в любом возрасте, особенно для детей с речевой патологией.
-
«Сказка на окне»
еще одна форма знакомства со сказками. Но в данном случае контуры сказочных героев и сюжетов вырезаются из белой бумаги и крепятся на окне. Такую сказку хорошо рассматривать и рассказывать, используя особенности короткого зимнего дня. Ведь именно на фоне темного окна белые фигурки смотрятся особенно нарядно и завораживающе. И такая своя сказка есть у каждого нашего воспитанника дома, и все они обязательно «побывали» в гостях в нашей группе.
-
«Альбомы для составления домашних рассказов».
Желательно не реже 1 раза в месяц давать детям темы для составления домашних рассказов. Родителям предлагается примерный план беседы с ребенком по данной теме. После составления рассказа ребенком родитель записывает его в Альбом, помогает ему сделать рисунок или приклеить картинку, фотографию. Затем рассказ несколько раз пересказывается ребенком разным членам семьи. Все рассказы из Альбомов прочитываются и обсуждаются в группе, устраивается выставка Альбомов. Зимушка-зима. Мой детский сад. Моя любимая мамочка. Город, в котором я живу.
-
Конкурс «Лучшая новогодняя сказка».
Придумывание различных рассказов, сказок, потешек, стишков дает возможность развивать творческое воображение и связную речь — необходимое условие в коррекции речевого нарушения. Сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи. Участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, что очень важно для преодоления речевого нарушения.
-
Чувствуя поддержку и понимание близких, малыш тем самым приобретает уверенность в себе, что необходимо в любом возрасте, особенно для детей с речевой патологией. Принимая участие в различных конкурсах, взрослые стимулируют творческую активность ребенка, целеустремленность, желание быть первым, помогают быть успешными и не бояться трудностей. Дети, которые принимают участие в различных конкурсах с малых лет, с большим желанием и интересом стремятся участвовать в олимпиадах, викторинах в более старшем возрасте. Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.
-
Наши родители – главные помощники в изготовлении игр и пособий. После семинара – практикума «Значение игр и пособий в развитии ребенка» наша игровая база особенно пополнилась играми и пособиями, сделанными руками родителей.
-
Взаимодействие
Распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели Обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь. С этой целью нами были разработаны игровые пособия для развития одного из важнейших направлений логопедической работы – развития фонематического восприятия.
-
Таблицы перфокарты по звуковому анализу
В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальную таблицу. Эти таблицы можно использовать как на занятиях, так и при выполнении домашних заданий, позволяя закрепить полученные на занятиях знания по фонетическому анализу
-
Таблица – перфокарта состоит из трех частей:
Задание Картинка Окошечко
-
Задание к первому блоку.
Произнеси слово четко, медленно, по слогам, «отхлопывая» каждый слог – делим слово на слоги. Нарисуй на листочке – окошечке прямоугольник, раздели его на столько частей, сколько в слове слогов. Закрась желтым цветом тот слог, который произносится с особой силой – ударный слог. Проверь!
-
Задание ко второму блоку.
Произнеси слово четко. Определи первый звук в слове, нарисуй для этого звука кружок. Раскрась этот кружок красным цветом, если он соответствует гласному звуку, синим – если он соответствует твердому согласному звуку, зеленым – если он соответствует мягкому согласному звуку. Определи второй звук в слове и т. д. для всех звуков в слове.
-
Задание к третьему блоку.
Послушай какой звук слышится в этом слове – мягкий [сь] или твердый [с]? Послушай, где звучит этот звук – в начале слова, в конце слова или в середине слова? Нарисуй кружок в начале линии, если этот звук слышится в начале слова, в конце линии, если этот звук находится в конце слова, на середине линии, если этот звук находится в середине слова. Раскрась этот кружок зеленым цветом, если он соответствует мягкому звуку, синим – если он соответствует твердому звуку. Произнеси слово четко.
-
«Поймай звук».
На расчерченных по вертикали на три части карточках, состоящих из нескольких строк, сделанных из липкой ленты, ребенок наклеивает цветной кружок, определяя место звука в слове, характер звука в каждом слове в определенной позиции. Кружочки прочно и быстро крепятся к полоскам, хорошо держатся, легко убираются. Дети выполняют задание по фонетике дома и приносят его в д/с на проверку.
-
Опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников. А научить их быть такими – наша цель и обязанность.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.