Содержание
-
Предметно-развивающая среда
-
Предметно-развивающая среда– это система предметов и средств деятельности ребенка, способствующих его духовному и физическому развитию. Основные требования к предметно-развивающей среде остаются стабильными для детского учреждения, работающего по любой программе, поскольку ориентиры для ее построения опираются не на конкретную программу, а на основные факторы развития дошкольника. Вместе с тем эти материалы могут быть дополнены любыми пособиями, необходимыми для реализации конкретной программы. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность. Предметная среда ДО должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности.
-
Игровая деятельность 1.1 Ролевая игра Ролевая игра – вид сюжетной игры, в которой ребенок принимает роль на себя и действует от ее имени. Например, кормит куклу, как мама - дочку, «лечит» другого ребенка, как врач, поет, как будто он певец и т.д. Зачатки ролевой игры возникают еще в раннем возрасте – уже около 2-х лет появляются процессуальные игры, когда роли еще нет, но соответствующие действия уже есть. Роль, как таковая, появляется только в 3 – 3,5 года, к 5 годам ролевая игра достигает своего максимального уровня развития, на котором держится вплоть до 7 лет. Для ролевой игры нужны атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркёры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста (куклы, животные, игровой транспорт, игровая мебель, мебель для кукол, крупномасштабный конструктор, посуда, инструменты, предметы-заместители).
-
1.2 Режиссерская игра Режиссерская игра – вид сюжетной игры, в которой роли распределяются между куклами, а ребенок не принимает на себя роль и действует скорее как режиссер: например, играет фигурками пиратов или солдатиков, в зоопарк игрушечными животными, в домик с куклами, т.п. Первые предпосылки этой игры появляются уже в раннем возрасте – около 2,5 лет, но расцвета достигают обычно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Разницы в требованиях к развивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно: Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому. В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других. Для режиссерской игры необходимы те же игрушки, что и для ролевой игры, а также игрушечные здания, сооружения (дом, станция, порт и т.д.)
-
1.3. Игры с правилами Это игра с единой для всех участников системой правил, которые регулируют процесс игры и взаимоотношения участников. Впервые заинтересовать ребенка игрой с правилами можно в 3 – 3,5 года, но он вряд ли удержит полную систему правил. Игра с правилами как целое (т.е. как система правил) становится понятной детям с 5-ти лет, а особенно увлекает детей с 6-7 лет. Зачем нужна игра с правилами? чтобы научиться следовать установленным и принятым всеми участниками правилам, чтобы учиться управлять собой и своими действиями, чтобы учиться спокойно принимать свой проигрыш в игре. Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил: Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу. Они делятся на подвижные (со специальным оборудованием — мячами, кеглями и пр.) и настольные (лото, домино, игры-ходилки и пр.).
-
2. Продуктивная деятельность Этот вид детской активности направлен на создание какого-нибудь продукта – конструкции, мозаики, рисунка, аппликации и т.д. Зачатки продуктивной деятельности встречаются уже в раннем возрасте – когда ребенок строит первые башенки, делает куличики из песка и т.п. Однако, неотъемлемой частью детской жизни этот вид деятельности становится с 3-3,5 лет (при этом, обычно вплетаясь в сюжетные игры), а высший этап развития приходится обычно на младший школьный возраст (6-10 лет), когда создаваемый продукт становится самоценным. Зачем нужна продуктивная деятельность? для формирования целенаправленности и волевых качеств личности; для развития потребности в созидании, в авторской, творческой позиции; для отработки навыков в разных видах деятельности (рисовать, лепить, конструировать и пр.).
-
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт: Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры. Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности.
-
2.1. Конструирование Конструирование — создание построек из различного рода конструкторов и строительного материала (кубики, блочные, магнитные, пазовые конструкторы, конструкторы на шарнирах, болах и т.д.). 2.2. Изобразительная деятельность Изобразительная деятельность — создание рисунка, живописной работы, аппликации, изделий из пластилина, глины, теста и других пластических материалов, бросового и природного материала. 2.3. Составление картинок Составление картинок — построение целостных предметных или сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности существуют специальные игровые материалы (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы, мозаики). 2.4. Ремесло Ремесло — создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
-
3. Познавательно-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. В рамках данного вида можно выделить следующие типы познавательной деятельности и соответственно материалы, их обеспечивающие.
-
3.1. Детское экспериментирование Экспериментирование– это вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на изучение скрытых существенных свойств, связей, законов и закономерностей мира: например, если поставить доску под наклоном, то шарик будет катиться быстро или медленно? если песок намочить, как изменятся его свойства? если смешать синюю краску с желтой – что получится? Первый, еще не осознаваемый интерес к подобным вещам появляется уже к 3 годам, когда ребенок действует одновременно с несколькими объектами (например, запускает две разных машинки с горки) и обнаруживает какие-то отношения между ними. Но осознанный интерес, с постановкой вопросов и целей, возникает в период старшего дошкольного возраста, т.е. с 5 лет. Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование, сопровождает и вплетается в сюжетную игру и продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Зачем детям экспериментировать? чтобы познавать скрытую природу вещей и отношений между разными объектами мира, чтобы развивать мышление, чтобы формировать самоценность познавательной активности. Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном. Позже можно использовать (игры с динамическими или составными игрушками, наборами «песок- вода», вкладышами, магнитами , калейдоскопы, вертушки, простые механизмы (например подъемный кран), головоломки, пазлы, составные картинки, лупы, весы и т.д. С возрастом сложность объектов для экспериментирования повышается.
-
3.2. Восприятие детской художественной литературы (сказок, стихов, рассказов и художественных изображений) Это важнейший тип детской деятельности, способствующий не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно, обеспеченность необходимой по качеству и количеству детской художественной литературой является важным показателем материальной среды ДО. При наличии в группе видеотеки оценивается качество демонстрируемых детям мультфильмов. 3.3. Познавательные действия с наглядно-образным материалом Сюда относятся игры и упражнения с наборами тематических картинок для классификации (с изображениями видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серии картинок для установления последовательности событий, наборы парных картинок для сравнения и пр. 3.4. Учебная деятельность Учебная деятельность предполагает освоение нормативно-знакового материала (буквы, цифры, схемы, модели) и действия с ними. Предпосылки для освоения данного типа деятельности возникают в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Ее осуществление предполагает специфические материалы: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.
-
4. Двигательная деятельность Для двигательного развития дошкольников также нужно соответствующее материальное обеспечение, стимулирующее и развивающее различные движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Это необходимое спортивное оборудование для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты).
-
Зонирование группового помещения(центры развития)
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети. Центр творчества Центр конструктивно-строительных игр Уголок природы и исследовательской деятельности Уголок художественной литературы и речевого развития Театрально-музыкальный центр Центр социокультурного воспитания Уголок уединения и релаксации Центр сюжетных игр Учебный центр Центр дидактических игр Уголок дежурства Центр сенсорного развития (для малышей) Спортивный уголок
-
В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки и пр.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.