Содержание
-
Считалки как элемент детской субкультуры
-
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский
-
Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники»
-
Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками
Павел Васильевич Шейн - русский этнограф, лингвист, фольклорист, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева, Бессонова, Гильфердинга, Даля, Киреевского, Рыбникова, Якушкина
-
М.Н. Мельников приводит народные названия:счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.
Михаил Никифорович Мельников - один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири, профессор Новосибирского государственного педагогического института , член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей СССР.
-
Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне.
-
Пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:
В Кохале есть дерево хау, Не одно дерево, много деревьев, И семь, из которых строят каноэ. Первое хау – балансир каноэ, Второе хау – укосина каноэ, Третье хау – корпус каноэ, Четвертое хау – обшивка каноэ Пятое хау – корма каноэ, Шестое хау – мачта каноэ, Седьмое хау – парус каноэ. Если назовешь еще одно, живи, Не назовешь – умрешь
-
Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:Первенчики, друженчики,Трынцы, волынцы,Поповы ладынцы,Цыкень, выкень.
Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается». Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество. Иван Петрович Сахаров - русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф начала 19 века
-
Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету»
Владимир Прокопьевич Аникин (род. 6 августа 1924 года) — советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова.
-
Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выполнять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».
Георгий Семенович Виноградов (1886 - 1945 г. ) — этнограф, фольклорист, краевед, доктор филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета, редактор сборника «Сибирская живая старина».
-
Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»
-
В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.
-
Характер исполнения считалки, полагает М.Н. Мельников, свидетельствует об их песенном и хоровом исполнении. П.А. Бессонов писал, что дети "станут в кружок и запоют песню; на кого упадет из песни последнее слово, тому и держать свой черед. Поют вместе, а один, кто постарше, указывает пальцем по ряду"
-
Русские считалки вводились в научный оборот постепенно. Первой обобщающей работой следует считать монографию Г.С. Виноградова "Русский детский фольклор". Кн. I. (Иркутск, 1930). В ней опубликовано 553 текста считалок с вариантами. Из изданий последних лет выделяется сборник "Русский детский фольклор Карелии". Сост. С.М. Лойтер (Петрозаводск, 1991).Классификация Г.С. Виноградова основана на словарном признаке: выделяются считалки-числовки,заумные считалки исчиталки-заменки.
-
К считалкам – числовкам относятся произведения, содержащие в себе счетные слова – количественные и порядковые числительные:Раз, два, три, четыре, пять ,Вышли мальчики играть.Подвижность классификации видна в использовании эквивалентов числительныхПервенчики, другенчики ,Летели голубенчики или "озаумленных" числительныхАзы, двазы, тризы, ризы, пята, лата, туни, муни, тупа, укрест.
-
А.П. Топорков показывает сходство процесса, происходившего одинаково в разных местах у разных народов.:
Эни, бэни, рики, факи, Турба, урба, синтябряки, Дэу, дэу, краснодэу, Бац. А другой в белорусской деревне: Эни-бэни, рики-таки, Шорба-урба, сентебряки, Дэус, дэус, шахмадаус – Бац.
-
Считалки из незнакомого языка перенимаются, искажаются и становятся основой при создании новых считалок. Причем в одной детской среде считалка понятна и наполнена смыслом, в другой она воспринимается и используется как заумная.Иногда этот процесс можно проследить. Так, в Архангельской губернии записана следующая считалка:
Ендил Брендил Цюп А цендиль Видишь Корешь Гван. Подобная считалка, с небольшими отступлениями, записана и от еврейских детей в г. Орше Могилевской губернии: Ендл Ендил Брендил Цюп А цендиль Видишь Корешь Гван.
-
Считалки иноязычного происхождения воспринимаются как "заумные", небольшое количество текстов имеет определенное смысловое значение.Исследователи установили, что некоторые, непонятные на первый взгляд слова и словосочетания, в западноевропейских считалках (например, во французских) являются комическими переделками слов и формул латинских молитв.У многих европейских народов записана считалка по модели пересчета:
немецкий текст: Unusduiisrabbes (Один, два, рабби) Quartumquintumsabes (Четыре, пять, суббота). При переходе считалки в иноязычную среду латинские слова видоизменились, еврейское слово шабес (суббота) превратилось в русское жаба, и текст стал восприниматься как заумный.
-
В считалках-заменкахнет ни числительных, ни заумных слов. Наличие сюжета позволяет некоторым исследователям называть их "сюжетными считалками":
Чудный домик трехэтажный, Наверху гудок отважный, Как гудочек загудит, Весь народ к нему бежит. Вероятно, считалки-заменки появились позже остальных разновидностей.
-
Считалки сходны с другими формами, встречаются обычные песенки и прибаутки, употребляющиеся как считалки. В них часто используют элементы сказок, загадок, пословиц, песен, детской сатиры. Вслед за Г.С. Виноградовым М.Н. Мельников полагал, что считалки заимствовались прежде всего из материнской поэзии – пестушек, потешек, колыбельных песен. Из игрового приговора:
Ах, ты зоренька-заря - заря утренняя, а кто зореньку проспит, того выстегаю.
-
Считалки остаются самым популярным жанром детского фольклора. Они постоянно развиваются, обогащаясь новыми реалиями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.