Содержание
-
Создание ситуации выбора на уроке
Цель: раскрыть понятие «ситуация выбора», рассказать о важности данного приема в обучении ребенка, о способах создания ситуаций выбора.
-
Ситуация выбора
Традиционно наличие альтернатив входит в структуру ситуации выбора и является ее атрибутивной характеристикой. По мнению А.В. Брушлинского, ситуации принятия решений или моральных дилемм (то есть ситуации выбора) необязательно сопряжены с необходимостью выбора. Чтобы создать необходимые условия для активности, субъектности (переживания себя как источника активности), учитель обязан формулировать для учащегося альтернативы или создавать ситуации псевдовыбора.
-
Мир, в котором мы живем…
Современный мир — диалогический, человек живёт в многообразии культур. Нет правильного и неправильного, а есть ситуация выбора. Как подготовить ученика к новым условиям жизни? Традиционная система, дававшая обширное информационное знание, с этим явно не справилась Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
-
Каково назначение образования?
Назначение образования в «развитии памяти» и «накоплении знаний»? Назначение образования в создании условий для развития индивидуальности ученика в процессе обучения?
-
Артур Конан Дойл. «Этюд в багровых тонах»).
«Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё что угодно. Дурак так и делает — тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно»
-
Родители…
Родителям детей 5-7 лет предложили назвать конкретные ситуации, где они предоставляют своему ребенку «выбор». Они удивились, были в замешательстве. Ответы: 80% опрошенных (Всего в исследовании приняли участие 40 человек, в основном мамы) назвали ситуации выбора еды,одежды и игрушек. Только половина из них предлагают своим детям на выбор виды деятельности (игра, рисование, хозяйственная деятельность, прогулка). Некоторые из родителей (10%) не назвали ни одной ситуации «выбора», а еще 10% родителей под выбором понимают «шантаж» («или ты читаешь азбуку, или я не позволю тебе смотреть телевизор»), вседозволенность ребенка («делай, что хочешь и когда хочешь»).
-
Анализ программ по дошкольному и начальному образованию в России так же, как и ответы родителей, показал неутешительную картину.
Анализ ответов показал, что создание ситуаций выбора в семейном воспитании не является осознанным средством развития личности ребенка.
-
Что дает человеку ситуация выбора?
«Выбор» - необходимое условие полноценного развития личности. «Выбор» - пример активной модели поведения, личностной стратегии общения и толерантности. Выбор должен стать высшей культурной формой поведения зрелого человека (Л.С. Выготский).
-
Ситуация выбора
Это предпочтение одного из вариантов, возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Это спроектированный учителем этап урока, когда дети поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
-
Черты ситуации выбора
Ситуация выбора занимает часть урока. Это наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения. Это предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора, возможности обосновать свою точку зрения. Это проявление каждым обучающимся своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.
-
Требования к созданию «ситуации выбора» на уроке
• ситуация выбора должна находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся; • учитель, предлагая ситуацию выбора, должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения;
-
Далее…
учитель должен постепенно вводить ситуацию выбора в учебный процесс, от урока к уроку увеличивать количество вариантов для выбора, усложнять задачи, увеличивать требования к проявлению самостоятельности учащихся; • должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации; • расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью; • необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями;
-
ученик должен ощущать реальное переживание за последствия своего выбора; • должен быть продуман механизм защиты ученика от собственных ошибок; • дети должны быть уверены, что имеют право и на неудачу; важен результат и вся совокупность действий; • дети должны аргументировать свой выбор; • учитель должен стимулировать учащихся к выбору, поясняя предложенные задания и показывая значимость его выполнения, раскрывая критерии его оценки.
-
Методы, позволяющие создать на уроках ситуацию выбора
Развивающее обучение Проблемное обучение Игровые технологии Исследовательские методы Проектные методы
-
Памятка для учащихся в ситуации выбора:
1.Внимательно прочти все варианты учебных заданий. 2. Постарайся осмыслить каждое задание. 3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
-
4. Мысленно выбери тот вариант задания, которое в большей мере соответствует твоим убеждениям. 5. Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим. 6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания, его доказательство. 7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
-
Что может стать материалом для создания ситуации выбора
Умышленно допущенные ошибки. Задания, связанные с жизненным опытом. Задания на внимание и сравнение. Противоречие между изученным и новым. Исследовательская работа. Различные способы решения одной задачи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.