Содержание
-
Тема №12 Техногенные ЧС, возможные на территории Санкт- Петербурга. Потенциально опасные объекты (ПОО), расположенные на территории Санкт- Петербурга. Занятие начато! Просьба отключить сотовые телефоны Курсы гражданской обороны Приморского района
-
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. ПОО, расположенные на территории Санкт-Петербурга (района), возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на ПОО. 2. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС техногенного характера, защита персонала и населения.
-
ЛИТЕРАТУРА: 1.Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ. 2.Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 68-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». 3.Проект Федерального Закона « Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара». 4.Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1 «Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". 5.Постановление Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 6.Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 323 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях». 7.Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения". 8.Постановление правительства СПб от 30 декабря 2005 года N 2062 «О банке данных потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга» (с изменениями на 16 апреля 2009 года). 9.Уваров Ю.В., Сапранков А.Я. «Защита населения от опасностей мирного и военного времени». Учебное пособие. УМЦ ГОЧС и ПБ. СПб. 2009.
-
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС ПОО, расположенные на территории Санкт-Петербурга (района), возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на ПОО.
-
Источником техногенной чрезвычайной ситуации
Источником техногенной чрезвычайной ситуации может служить опасное техногенное происшествие (аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии), в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
-
АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ И УГРОЗ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
угрозы техногенного характера – 68%; угрозы природного характера – 22%; угрозы биолого-социального характера – 4,1%; угрозы террористического характера – 1,5%; угрозы политического и военного характера - 4,4%. Прямой заявленный ущерб от всей совокупности ЧС в последние годы составляет в среднем 100 млрд. рублей в год (0,5% ВВП)
-
Поводом (толчком), причиной техногенного ЧС
хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов; объективный рост сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ; утраченная надежность производственного оборудования, транспортных средств, несовершенство иустарелость технологии, снижение технологической и трудовой дисциплины; опасные природные процессы и явления; остановка ряда производств и сбои в технологических цепочках; высокий прогрессирующий уровень износа основных производственных средств, достигающих по ряду отраслей 80-100%; накопление отходов производства, представляющих угрозу распространения вредных веществ; отсутствие и недостаточный уровень предупредительных мероприятий. диверсии, террористические акты
-
Основные причины возникновения техногенных опасностей: • нерациональное размещение потенциально опасных объектов; • технологическая отсталость производства; • износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня; • увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов; • снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства; • низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины; • недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов; ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами; • снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве; • несовершенная нормативно-правовая база страхования техногенных рисков.
-
Техногенные ЧС: - с выбросом (угрозой выброса) РВ; - с выбросом (угрозой выброса) АХОВ; - с выбросом (угрозой выброса) ОБВ; - на электроэнергетических системах; - на коммунальных системах жизнеобеспечения; - на тепловых сетях в холодное время года; - обрушение зданий и сооружений; - взрывы в зданиях, сооружениях; - аварии на магистральных трубопроводах нефтепроводах; - крушения грузовых и пассажирских поездов; - аварии грузовых и пассажирских судов; - авиационные катастрофы; - ДТП с тяжкими последствиями; - обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ; - гидродинамические аварии; - крупные террористические акты.
-
По характеру источника техногенные ЧС можно подразделить на шесть основных групп: аварии на радиационно опасных объектах; аварии на химически опасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на гидродинамических объектах; аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном и метро); аварии на коммунально-энергетических сетях.
-
ЧС техногенного характера
Пожары и взрывы Промышленные аварии Опасные происшествия на транспорте радиационные аварии химические аварии биологические аварии гидрологические аварии аварии на энерг. сетях внезапное обрушение зданий аварии в коммунальных системах транспортные аварии крушение поездов железнодорожные аварии ДТП аварии на магистральных трубопроводах аварии на подземных сооружениях авиационные катастрофы А(горючие газы, жидкости) Б(горючие пыли, волокна) В(твердые горючие вещества и материалы) Г( вещества которые сжигаются в качестве топлива) Д(негорючие вещества в холодном состоянии)
-
Радиационно-опасные объекты Санкт-Петербурга и области АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10 АТМ 6 13 10
-
Радиационно - опасные объекты (РОО) Санкт-Петербурга ЦНИИ имени академика Н.Н. Крылова (Октябрьская наб., 41) - РОО 2-го класса опасности. - Балтийский завод; - НПО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина"; - Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ); - производства атомного судостроения; - производства, использующие высокоактивные источники ионизирующего излучения (например, завод "Пластполимер").
-
В Ленинградской области расположены: - в г. Сосновый Бор - Ленинградская атомная электростанция, Научно-исследовательский технологический институт (НИТИ) и хранилище радиоактивных отходов Северо-Западного региона России - спецкомбинат "Радон"; - в Орловой Роще (г. Гатчина Ленинградской обл.) - Санкт-Петербургский институт ядерной физики РАН и радиохимический корпус НПО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина"; - в пос. Кузьмолово - предприятие "Изотоп"; В Ленинградской области имеются военные объекты, где размещено ядерное оружие армии и флота. По территории Северо-Западного региона Российской Федерации, включая Ленинградскую область, производятся регулярные перемещения радиационно-опасных грузов. При этих перемещениях возможны аварии, которые могут сопровождаться радиационным фактором.
-
Радиационно-опасные объекты Ленинградской области и Санкт –Петербурга
ЛАЭС (г. Сосновый Бор) Ленспецкомбинат «Родон» (г. Сосновый Бор) НИТИ им. Александрова (г. Сосновый Бор) ПИЯФ им. Константинова (г. Гатчина) Могильник радиоактивных отходов (г.Кузьмолово) Институт Иоффе (СПб) Радиевый институт им. Хлопина (СПб) ЦНИИ им. Крылова (СПб) Балтийский завод (СПб)
-
Аварии на химически опасных объектах.
На территории города и области сегодня функционирует около 100 химически опасных объектов, в том числе на территории Санкт-Петербурга – 33 и Ленинградской области - 59. На этих объектах хранятся или перерабатываются хлор, аммиак, серная и азотная кислота, сероуглерод и т.д. Наибольшие объемы хлора хранятся, Сясьском ЦБК - 280 тонн. Но наибольшую опасность, представляют сортировочные железнодорожные станции, особенно ст.Московская-Сортировочная,
-
Химически - опасные объекты (ХОО) Санкт-Петербурга Всего в городе имеется 33 ХОО. Перечень объектов, которые относятся к ХОО, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 642 от 1 июня 2006 года определяет комиссия. На этих объектах хранятся: 1). Аммиак - 581 тонн. (Находится на 19 объектах в ёмкостях по 1, 1,5 и 7,5 тонн) 2).Серная кислота - 70 тонн. 3).Азотная кислота - 33 тонн. 4).Соляная кислота - 23 тонн. 5).Хлор - 0 тонн (в настоящее время его нет в городе. При аварийном разливе цистерны с АХОВ на железнодорожной станции «Московская-Сортировочная» в зону опасного химического заражения могут попасть до 500 тыс. человек. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1662 «Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008 - 2012 годы» предусмотрен вынос станции Сортировочная - Московская и грузовых дворов железнодорожных станций, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга, за границы города.
-
Биологически- опасные объекты (БОО) Санкт-Петербурга В Санкт-Петербурге имеется 7 БОО (военные лаборатории и противочумная лаборатория). В настоящее время отсутствуют критерии определения опасности БОО и методики расчёта масштабов заражения.
-
Аварии на взрыво-пожароопасных объектах Аварии, связанные с сильными взрывами и пожарами. Пожаро- и взрывоопасные явления характеризуются следующими поражающими факторами: -воздушной ударной волной; - тепловым излучением пожаров и разлетающимися осколками; - действием токсичных веществ. В Ленинградском регионе имеется 183 пожаро- и взрывоопасных объекта, в том числе эксплуатируются 1485 км магистральных газопроводов, где 49,1 км это отводы к 12 городам через 63 газораспределительных станций (ГРС). Передача газа потребителям Санкт-Петербурга осуществляется через 6 ГРП высокого давления, 442 ГРГ1 среднего давления по трубопроводам: Еще большую опасность представляют собой нефтепродуктопроводы Кириши-Санкт-Петербург, постоянно заполненные бензином, авиа керосином, дизтопливом, особенно на тех участках, которые проходят через густонаселенные районы города, в частности через Кировский район (Дачное, проспект Маршала Жукова и далее до морского торгового порта), следующий: п. Красный Бор (ЦПС) - нефтебаза Ручьи (Красногвардейский район), всего 304 км.
-
Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения. Этот тип аварий обычно инициируется каким-то побочным фактором. Например скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня. Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из- за несоблюдения установленных правил строительства на просадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий , конструкций и деталей.
-
Аварии на гидродинамически опасных объектах.
В Ленинградской области функционирует 6 ГЭС: Светогорская ГЭС Лесогорская ГЭС Невская ГЭС Волховская ГЭС Нижнесвирская ГЭС Верхнесвирская ГЭС
-
Аварии на транспорте:На железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары.
-
На автомобильном транспорте Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. Только за один год в авариях и катастрофах в среднем на дорогах России погибает около 35 тыс. человек. Причины ДТП могут быть самые различные. Это нарушение водителями Правил дорожного движения (около 75% всех ДТП, причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей), превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция П.П. оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Вот почему смертность от ДТП у нас 10-15 раз выше, чем во всем мире.
-
На воздушном транспорте Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. Ктяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров подготовка пилотов.
-
На водном транспорте Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Почти ежегодно происходит столкновение наливных барж и сухогрузов с опорами мостов на Неве.
-
Аварии на коммунально-энергетических сетях
Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях насосных станциях, напорных башнях. Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует. Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимые места соединений и вводов в здания. Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушениях фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. Газоснабжение. Особую опасность сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятий. Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах . 1996 г. Светогорск, Приозерск.
-
Электроснабжение. Почти при всех стихийных бедствиях землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах - страдают, воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения создаем массу неприятностей; останавливаются лифты в домах; прекращается подача воды и тепла; нарушается работа предприятий, городского электротранспорта, затрудняется деятельность лечебных учреждений; Теплоснабжение. Это аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях. Прорыв любой теплотрассы - это увеличение давления и температуры воды. Многие котельные работают на природном газе. Повреждение трубопроводов приводит к тому, что подача газа прекращается, работа останавливается.
-
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, защита персонала и населения.
-
Предупреждение ЧС
- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
-
Основные направления по предупреждению ЧС.
Заблаговременное определение источников и условий возникновение ЧС, прогнозирование и оценка возможных их последствий. Планирование мероприятий по предотвращению или уменьшению вероятности возникновения ЧС, а также сокращению масштабов их последствий. Заблаговременное создание органов управления и надзора, предназначенных для осуществления контроля по предупреждению. Создание и подготовка сил, способных предотвратить ЧС на ранней стадии ее развития. Организация материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
-
Основными мероприятиями по предупреждению и ликвидации последствий ЧС техногенного характера, применительно к авариям на РОО и ХОО, являются: -Прогнозирование, дозиметрический контроль, оценка химической обстановки. -Оповещение населения об угрозе и возникновении аварии и порядке действий. - Комплексная разведка очага поражения и прилегающих к нему районов. -Укрытие населения в защитных сооружениях. - Использование СИЗ и подручных средств. - Использование медицинских СИЗ, оказание медицинской помощи населению, эвакуация пораженных в лечебные учреждения. - Эвакуация или временное отселение людей из зон поражения. - Ограничение доступа на загрязненную (зараженную) территорию. - Предотвращение потребления загрязненных продуктов питания и воды, - Дезактивация (дегазация) территории, сооружений, транспорта, техники, одежды, обуви и т.д. - Санитарная обработка людей. - Ликвидация последствий аварии путем выполнения АСДНР. - Жизнеобеспечение спасенного населения.
-
В настоящее время система государственных экологических аварийных служб в Санкт-Петербурге включает в себя: аварийную службу по ЛРН на акватории р. Невы и Финского залива;аварийную службу по ЛРН на реках и каналах;аварийную службу по ЛРН на территории Санкт-Петербурга;аварийную службу по ликвидации радиационного загрязнения;аварийную службу по ликвидации химического загрязнения;аварийную службу по ликвидации загрязнения ртутью.
-
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.