Содержание
-
Памятка для родителей«Профилактика детского суицида»
Подготовила: Пашко О.В. МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
-
Уровень самоубийств среди российских подростков является одним из самых высоких в мире. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев появляется, когда дети достигают возраста 11 лет. Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (15–19 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
-
Факторы, повышающие риск подросткового суицида Особенности личности самого подростка и его поведения • нестабильность настроения • агрессивное и асоциальное поведение • склонность к демонстративному поведению • чрезмерная импульсивность, раздражительность • недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди сверстников и т.д.) • неспособность адекватной оценки действительности • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий» • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности • легко возникающее чувство разочарования • тревога и подавленность • чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей • проблемы сексуальной ориентации • сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками
-
Особенности семьи, в которой воспитывается подросток • самоубийства и суицидальные попытки в семье • психические расстройства у родителей • развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть • злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды асоциального поведения у членов семьи • насилие в семье (включая физическое, сексуальное, экономическое и пр.) • недостаток внимания и заботы о детях в семье • конфликтные отношения между членами семьи • неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем • чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей • высокий уровень агрессии в семье • излишняя авторитарность родителей/опекунов • отсутствие гибкости в поведении членов семьи • недостаток у родителей/опекунов времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса
-
Психотравмирующие события, произошедшие в жизни ребенка • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (при этом с объективной позиции они таковыми могут не являться) • неприятности в семье; смерть любимого или другого значимого человека; разрыв отношений с любимым человеком; разлука с друзьями, любимой девушкой/парнем, одноклассниками и др. • межличностные конфликты или потери; запугивание, издевательства со стороны сверстников; длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего связанное с подражанием саморазрушительному поведению других • наличие суицидальной попытки у подростка или у кого-либо из значимого окружения • проблемы с дисциплиной и законом • разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе; высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены) • нежелательная беременность (причем травмирующим переживанием может являться не сама беременность, а отношение к происходящему родителей, родственников, неблагоприятная семейная обстановка) • серьезная физическая болезнь
-
Тема смерти, суицида часто романтизируется и идеализируется в подростковой культуре. За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
-
Что делать? Как помочь? В о - п е р в ы х, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего. В о - в т о р ы х, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что- нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
-
В - т р е т ь и х, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. В - ч е т в е р т ы х, не бойтесь обращаться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
-
Чего НЕ делать? • Не осуждать ребенка ни вербально, ни невербально. • Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения. • Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать, не бросать вызов. Относиться к угрозам серьезно. • Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает. • Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем, как действовать, мы точно можем по крайней мере спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку. • Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.