Содержание
-
Сущность местного самоуправления
-
Природа местного самоуправления Принципы местного самоуправления Особенности местного самоуправления Теории местного самоуправления
-
1. Природа местного самоуправления
-
Любая социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций. В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды, могут быть более рационально удовлетворены местными органами, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.
-
Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. Управление – это воздействие, поступающее в систему извне. Местные органы власти назначаются из центра. Под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе территориальной единицы, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое сомой системой. Местные органы избираются местным населением. Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами.
-
Суть местного самоуправления связана : - с тем, что в рамках демократической системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самодеятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов. - с признанием права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
-
Признание местного самоуправления (МСУ) особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т.е муниципальный интерес.
-
Cлово"МУНИЦИПАЛИТЕТ", будучи латинским по своему происхождению и переводимое на русский язык как "самоуправляющаяся община", применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т. е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Поэтому термины “муниципальный” и “местный” являются идентичными и в равной мере используются применительно к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением
-
Европейская хартия местного самоуправления,принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. дает следующее определение
Местное самоуправление - право и действенную способность местных органов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел. Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.
-
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводит следующее определение:
«Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
-
2 .Принципы местного самоуправления
-
1. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. Воплощение данного принципа проявляется: = в независимом от внешнего влияния порядке выборов органов и должностных лиц местного самоуправления непосредственно населением муниципального образования; = в финансово-экономической независимости от государства; = в законодательном запрете вмешательства государственных органов власти и иных субъектов права в деятельность выборных органов и должностных лиц местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения в пределах своего ведения; = в нормативной гарантированности полномочий местного самоуправления.
-
2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩИХ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ. Основным содержанием этого принципа является исключение органов и должностных лиц местного самоуправления из системы органов государственной власти, что находит свое проявление: = в недопустимости образования органов, назначения должностных лиц местного самоуправления государством; = в запрещении осуществления местного самоуправления органами и должностными лицами государства; = в исключении должностных лиц органов местного самоуправления из категории государственных служащих; = в особом порядке отмены решений выборных органов и должностных лиц местного самоуправления: только субъектами принявшими эти решения или признания таких решений недействительными решением суда.
-
3.СОЧЕТАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ С ФОРМАМИ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН. Европейская Хартия местного самоуправления (ст.3) отдает предпочтение в реализации функций местного самоуправления советам или собраниям, состоящим из граждан, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, которые могут иметь подотчетные или исполнительные органы. Данный принцип гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, которое обеспечивается такими формами как: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, правотворческая инициатива населения и др.
-
4.СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЯМ. Без материально-финансовой базы местное самоуправления не может эффективно решать местные вопросы обеспечения жизни населения. Поэтому Европейская Хартия и российское законодательство определяют необходимость обеспеченность полномочий муниципальных образований финансовыми средствами и материальными ресурсами. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов: местные налоги и сборы, установленная часть федеральных налогов и налогов субъектов Федерации и неналоговые поступления в соответствии с законодательством. Важным в данном случае является государственное финансирование муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. Реализация этого принципа проявляется также в ответственности государства за возмещение дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
-
5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ. Задача данного принципа заключается в том, чтобы обеспечить: эффективность решения местных задач органами местного самоуправления; учет и защиту интересов населения муниципального образования в деятельности органов местного самоуправления; тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления; В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностными лицами местного самоуправления перед населением. Их ответственность наступает в результате утраты доверия населения.
-
6. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Этот принцип обусловлен несколькими причинами: = федеративным устройством России; = многонациональным составом населения страны, что проявляется в самобытности, местных традициях, а также исторических, географических, демографических и иных особенностях; = многообразием типов основных поселений: города, поселки, хутора, которых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ насчитывается 10 типов в зависимости от численности проживающего в них населения; = разнообразие организационных моделей местного самоуправления, которые может выбрать население муниципального образования в качестве формы осуществления самоуправления.
-
7. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, объясняет значение данного принципа в деятельности как государства, так и органов и должностных лиц местного самоуправления. Реализация этого принципа обеспечивается в процессе деятельности местного самоуправления по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования в различных сферах: здравоохранении, охране общественного порядка, образовании, культурно-бытового обслуживания и т.п.
-
8. ЗАКОННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Этот принцип устанавливает необходимость осуществления местного самоуправления на основе закона и в рамках закона. Соблюдение законности в системе местного самоуправления обеспечивается государственным контролем по выполнению органами местного самоуправления муниципально-правовых норм, а не целесообразности или качестве принимаемых ими решений по вопросам местной жизни. При этом государственный контроль строится на основных требованиях Европейской Хартии и Конституции РФ и направлен на соблюдение конституционных принципов местного самоуправления. Принцип законности местного самоуправления проявляется в деятельности, законодательных и исполнительных органов государственной власти, в надзорной функции органов прокуратуры, а также в работе выборных представительных органов местного самоуправления.
-
9.ГЛАСНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Степень и формы воплощения в жизнь этого принципа показывает уровень открытости работы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также насколько активно население муниципального образования вовлекается в управление местными делами. Обеспечение гласности может осуществляться в различных формах: отчеты депутатов, выборных органов и должностных лиц перед населением, встречи с населением, использование местных средств массовой информации, горячие телефонные линии и т.п.
-
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИРОВАННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Принцип проявляется в создании системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления (его органов и граждан), законодательной базы, обеспечении судебной формы защиты прав муниципальных образований и др.
-
11. При регулировании полномочий органов муниципальных образований используется ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень. Субсидиарность - принцип согласно которому, задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно.
-
3.Особенности местного самоуправления
-
Признаки МСУ, отличающие его от государственного управления
1. Различие в характере власти. МСУ – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, установленных ей верховной властью. 2. Разграничение сфер компетенции. Ограничение круга дел, предоставленных местному самоуправления. 3. Самостоятельные источники средств. Закрепление за МСУ собственности и налогов. 4. Территориально – ограниченный выборный принцип 5. Государство имеет дело с гражданами, а МСУ с жителями.
-
Ориентация МСУ на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления
Структтуры Функции Государство (фед. и рег. уровень) Бизнес (хозяйствую-щие субъекты) Гражданское общество (некоммерческие организации) Властная функция Хозяйствен-ная функция Обществен-ная функция (самоорганиза-ция граждан) Местное самоуправление
-
4. Теории местного самоуправления
-
1. Теория свободной общины (теория естественных прав общины) Турэ, Токвиль, Гербер, Арене
Право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Община - естественно сложившаяся органическая корпорация, по существу независимая от государства
-
1. Теория свободной общины (теория естественных прав общины)
1) избираемость органов местного самоуправления членами общины; 2) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством; 3) местное самоуправление — это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных; 4) органы местного самоуправления — органы общин, а не государства; 5) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.
-
На практике эта теория не имел успеха по следующей причине: При наличии государства в обществе община не может быть абсолютно свободной. История становления и развития общины показывает - община нуждалась в государстве и создала его для обеспечения защиты от внешнего неприятеля, для развития экономических связей и т.:
-
2. Общественная теория самоуправления (общественно-хозяйственная теория самоуправления) Р.Моль, А.Васильчиков, В.Лешков
Эта теория на первый план выдвигала не естественный характер прав общины, а преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Согласно общественной теории, самоуправление — это заведование делами местного хозяйства.
-
2. Общественная теория самоуправления (общественно-хозяйственная теория самоуправления)
Недостатки : смешиваются самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частноправовыми объединениями (промышленными компаниями, благотворительными обществами) органы самоуправления осуществляют функции, носящие не только частноправовой, но и публично-правовой характер, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.) сложность разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.
-
3.Государственная теория самоуправления Л. Штейн и Р. Гнейст
1.не существует каких-то особых дел, находящихся в ведении местных сообществ, все эти дела есть дела общегосударственные. 2.самоуправление — это одна из форм организации местного государственного управления; 3. источником всех полномочий в области местного самоуправления является государственная власть, именно она наделяет ими органы местного самоуправления; 4.в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а выборными представителями местных сообществ, местных жителей, заинтересованных в результате местного управления
-
3.Государственная теория самоуправления
-
4. Теория дуализма
1.наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания; 2.невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел; 3.реализация органами местного самоуправления функций публичного и частноправового характера; 4.сочетание в местном самоуправлении государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал; 5.выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством; 6.наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления
-
5. Теория социального обслуживания
Делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.