Содержание
-
Конфликтология
-
Лекция 8-а
Конфликты в организации как вид межличностных конфликтов
-
Вопрос 1
1. Факторы конфликтов в организации.
-
Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Причиной конфликта в организации является социальная напряженностьв коллективе. 1) Социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта. 2) Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений.
-
Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние. 1. К внутренним факторам относятся: невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел; нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать; отсутствие видимых результатов заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников; конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда; внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников; подстрекательская деятельность неформальных лидеров.
-
2. Внешние факторы: • дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп; • возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости; • ущемление социальных льгот в новых законодательных актах; • резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива.
-
2 вопрос. Стороны конфликтов в организации. основные участники, 2) группы поддержки, 3)другие участники.
-
3 вопрос. Виды конфликтов в организации. В организациях различают: 1) внутренние конфликты 2) конфликты с внешней средой.
-
4вопрос. Конфликтная ситуация и конфликтные действия.
-
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуацийв организациях могут быть: • унижение достоинства личности в официальной и неофициальной обстановке; • уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей; • негативные высказывания в адрес члена коллектива, словесные или физические оскорбления; • замкнутость, равнодушие, уединение, подавленность отдельных работников. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии конфликтных действий обеих сторон. Конфликтные действия — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь ее целей.
-
Условия,влияющие на возникновение конфликтов в организациях: • сохраняющиеся в трудовых коллективах отрицательные обычаи и традиции; • недоверие начальника к подчиненному (которое может проявляться в излишней опеке подчиненных при выполнении ими своих обязанностей); • предвзятое отрицательное отношение одного члена коллектива к другому; • снисходительное отношение к людям, проявляющееся в излишней терпимости к ним и всепрощенчестве; • наличие в организациях неформальных микрогрупп, характеризующихся дисфункциональностью, которая может выражаться в недовольстве высокой требовательностью руководителя, в проявлении межличностных антипатий.
-
5 вопрос. Типы конфликтов в организациях. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях: • организационные; • производственные; • трудовые.
-
Организационныеконфликты Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
-
Такое рассогласование происходит: 1) когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.; 2) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту; 3) когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.
-
Производственные конфликты Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов: 1) конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты): • конфликт между рядовыми работниками; • конфликт между руководителями и подчиненными; • конфликт между работниками различной квалификации, возраста; 2) конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты); 3) конфликты между производственными группами и административно-управленческим аппаратом; 4) конфликты между совладельцами предприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность.
-
Трудовые конфликты в организации Трудовые конфликты — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты). Трудовые конфликты следующие: Между трудовым коллективом и администрацией Между трудовым коллективом и профкомом Между трудовыми коллективами разных организаций Индивидуальные трудовые конфликты возникают в связи с такими обстоятельствами как: • перевод работника на другую работу без его согласия; • увольнение работника с постоянной работы без его согласия; • задержка или невыплата заработной платы; • непредоставленне отпуска или сокращение его срока; • наложение дисциплинарного взыскания; • привлечение к сверхурочным работам; • работа в выходные (праздничные) дни; • невозмещение материального ущерба, нанесенного действиями наемного работника и т.д.
-
Причины трудовых конфликтов: 1. К причинам субъективного характера относятся: • сознательное нарушение работодателем или наемным работником (являющимися сторонами в трудовых отношениях) трудового законодательства; • незнание или неверное толкование норм трудового права; • небрежное отношение работников к выполнению своих обязанностей; • заблуждение сторон о наличии или отсутствии того или иного права у них по действующему законодательству. 2.К причинам организационно-хозяйственного и экономического характера следует отнести: • отсутствие нормальных условий для работы организации, вызванных нынешним кризисным состоянием российской экономики; • нехватку оборотных средств, необходимых для обновления оборудования, техники; • снижение уровня охраны труда; • несоблюдение правил техники безопасности; • хронические неплатежи, задержки выплаты заработной платы работникам и т.д.
-
Формы разрешения трудовых конфликтов: Забастовка Собрания, совещания Дискуссии Переговоры.
-
6 вопрос. Управление конфликтом в организации. Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению. Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии: 1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации; 2) исследование конфликта и поиск его причин; 3) поиск путей разрешения конфликта; 4) осуществление организационных мер.
-
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях: 1. Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий.Его основные черты заключаются в том, что: • руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы; • руководитель считает, что должен «победить» любой ценой; • конфликты рассматриваются как человеческие слабости; • управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы».
-
2. Партнерский тип разрешения конфликта — разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место: • конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении; • восприятие аргументов противной стороны; • готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив; • стремление совместить личностный и организационный факторы; • восприятие как нормальный фактор деятельности.
-
Условия предупреждения конфликтов по вертикали. Бесконфликтному взаимодействию руководителя и подчиненного способствует следующие условия: Психологический отбор специалистов в организацию Стимулирование мотивации к труду Справедливость и гласность в организации Учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение Своевременное информирование людей по важным для них вопросам Снятие социально - психологической напряженности путем проведения совместного отдыха Организация трудового взаимодействия путем сотрудничества Уменьшение зависимости работника от управления Справедливое распределение нагрузки между подчиненными
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.