Содержание
-
Особенности конфликта в педагогическом коллективе Волкова К.А.
-
Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.
-
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
-
Особенности конфликтов в педагогическом коллективе Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.
-
Специфические причины педагогических конфликтов: Конфликты, связанные с организацией труда учителей; Конфликты, возникающие из-за стиля руководства; Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.
-
Конфликт «Учитель-Администратор» является очень распространенным и наиболее трудно преодолимым. Выделим специфические причины конфликтов «Учитель-Администратор». ─ недостаточно четкое разграничение между самими администраторами школы сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;─ жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований;─ перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;─ незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя;─ неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
-
─ частая смена руководства; ─ недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;─ нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;─ неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;─ нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога;─ предвзятое отношение учителя к ученикам;─ систематическое занижение оценок;─ самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.
-
Анализ взаимоотношений, сложившихся в педагогических коллективах, показал, что большинство учителей (37,9 %) отметило, что у них сложились дружественные отношения с администрацией школы и (73,4 %) опрошенных учителей отметило, что у них дружественные отношения с коллегами по работе.
-
Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель». Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:─ между молодыми учителями и учителями со стажем работы;─ между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);─ между учителями, преподающими один и тот же предмет;─ между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;─ между учителями начальных классов и среднего звена; ─ между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др. 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:─ необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);─ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;─ косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).
-
Причины конфликтов-Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.-Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.-Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения
-
Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:Умение учитывать интересы друг друга.Воспринимать критику своих коллег.Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.Дисциплинированность в работе
-
Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо: Объективно оценивать труд своих подчиненных.Проявлять заботу, по отношению к ним.Не злоупотреблять официальной властью.Эффективно использовать метод убеждения.Совершенствовать стиль своей организации
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.