Содержание
-
Семинар-практикум "Экзамен -испытание?"
-
Уважаемые учителя выпускных классов школ!
Ваши воспитанники и вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче экзаменов (ЕГЭи ОГЭ). Надеемся, этот материал поможет вам стать чуть более компетентными и успешными педагогами в отношении такой непростой ситуации, как экзамен.
-
Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.
-
1. Если у детей хорошие крепкие нервы
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных»: с детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним; им нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать; на самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность; неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.
-
Основное направление подготовки «сильных» подростков к ЕГЭ
Основное направление подготовки таких подростков к экзамену – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие: реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы; частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ и ОГЭ.
-
По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!
-
2. Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью(со «слабыми» нервами)
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите следующие признаки: боятся отвечать на уроках, особенно – у доски. пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными. на контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации. подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.
-
Педагогическая помощь:
рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю; спрашивать в середине уроков; подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала. Психологическая помощь: не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально; поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь; практиковать индивидуальные и групповые консультации перед экзаменом.
-
3. Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками: не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными; прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники; скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.
-
Проблемы в выпускных классах у детей данной группы, в частности проблемы с подготовкой к экзаменам, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей видеть ребенка в колледже или вузе. Здесь требуется трезвая оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных способностях их ребенка. Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 9-го или 11-го класса.
-
Педагогическая поддержка всем ученикам:
определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения; немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ(ОГЭ)), стимулировать учеников на этих уроках; после повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ(ОГЭ), даже если по ним мотивация была давно утрачена. Психологическая поддержка: обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ(ОГЭ); поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое; формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему.
-
Приёмы мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов
-
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 20 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
-
Дыхательная гимнастика
Успокаивающее дыхание - выдох в дваразадлиннеевдоха. Мобилизующеедыхание - вдох в дваразадлиннеевыдоха.
-
Реакция полушарий головного мозга на стресс
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое - за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса - блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием - все, что связано с образностью, грамотной речью. Есть несколько упражнений, цель которых - избавить человека от подобных неожиданностей.
-
Упражнения
1. Перекрестные движения правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу. 2. Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
-
Упражнение
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте - тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
-
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. 1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. 2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. 3. Напрягите и расслабьте икры. 4. Напрягите и расслабьте колени. 5. Напрягите и расслабьте бедра. 6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы. 7. Напрягите и расслабьте живот. 8. Расслабьте спину и плечи. 9. Расслабьте кисти рук. 10. Расслабьте предплечья. 11. Расслабьте шею. 12. Расслабьте лицевые мышцы. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.
-
Упражнение для снятия стресса
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.) Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
-
Ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена!
Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха - до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека. Во-вторых, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться.
-
Успеха вам в вашей работе, коллеги!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.