Содержание
-
«Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова» Александр Реформатский.
-
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
-
Цель: Выявить различие между понятиями «язык» и «речь». Изучить виды речевой деятельности, основные требования к речи.
-
Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Лингвистический энциклопедический словарь.
-
Практическое задание
напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами: специальный, сигнальный, культурный, разговорный, научный, письменный, профессиональный.
-
Выделяют 4 вида речевой деятельности:- говорение - словесное выражение мыслей, чувств; - письмо – фиксирование речи с помощью букв и др. графических знаков; - слушание – восприятие речи слухом и ее осмысление; - чтение – восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя.
-
«Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокрёнка»(Л.В. Щерба)
-
Формулирование требований к речи:
правильность (соответствие нормам); содержательность (разностороннее и полное раскрытие темы); богатство (наличие выразительных средств языка, отказ от повтора слов); последовательность (логичность, связность); выразительность (интонационное богатство, выделение значимых мест сообщения); точность (с учетом лз. и содержания высказывания); целесообразность (соответствие ситуации и интересам собеседника).
-
Составление рекомендаций, заповедей общения:
Избегай многословия. Говори просто, ясно, доступно. Всегда знай, зачем говоришь. Умей не только говорить, но и слушать. Избегай речевого однообразия. Следуй высоким образцам. Ищи свой вариант речевого поведения. Помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни.
-
Кейс-метод. Работа по микрогруппам.Цель: изучить проблемы развития русского языка на современном этапе
-
Содержание кейса: 1 этап. Погружение в совместную деятельность. 2 этап. Организация совместной деятельности. Курсанты разделились на три микрогруппы, определили лидеров. Каждая из групп должна выделить вопросы из материалов кейса, рассмотреть их и продумать пути решения проблем. 3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности.
-
Общие решения:
-
Создать условия для развития творческих способностей молодежи: ведь человек, увлеченный интересным делом, стремиться больше знать и уметь, у него формируется истинный вкус – единственное противоядие против серости и обедненности языка.
-
Изменить политику СМИ: пусть никакие коммерческие интересы не заставят пропустить к читателю или зрителю ту или иную речевую ошибку. Ограничить доступ на телевидение лиц, плохо владеющих нормами словоупотребления, ввести контроль за использованием слов-сорняков в речи дикторов. Создать как можно больше интересных, ярких теле- и радиопередач.
-
Постоянно проводить познавательные конкурсы, олимпиады, викторины.Регулярно организовывать в образовательных учреждениях встречи студентов со специалистами по разным вопросам русского языка.
-
«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - утверждалЛ. Н. Толстой
-
Домашнее задание
Подобрать высказывания известных людей о культуре речи Составить памятку «Правила речевого поведения курсанта». Оформить ее как листовку. Лучшие листовки можно разместить на стендах нашего учебного заведения. Подготовить мини-проект «Чистословие» по одной из проблем, связанной с культурой речевого поведения сокурсников.
-
Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.