Презентация на тему "Физиологические основы психических функций организма "

Включить эффекты
1 из 57
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Физиологические основы психических функций организма ". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    57
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • ГОУ ВПО « Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию»Кафедра нормальной физиологии и восстановительной медицины.
    Слайд 1

    ГОУ ВПО « Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»Кафедра нормальной физиологии и восстановительной медицины.

    Раздел физиологии: « Физиология высшей нервной деятельности» Тема: « Физиологические основы психических функций организма» Выполнила: Брагина М.А., студентка медико-биологического факультета, II курса, 1 группы. г. Архангельск, 2013 .

  • Слайд 2

    Вопросы:

    1) Парность в деятельности коры больших полушарий мозга. Функциональная асимметрия мозга. Доминантность полушарий и её роль в реализации высших психических функций. 2) Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры. 3) Особенности восприятия у человека. Внимание. Физиологические корреляты внимания. 4) Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).

  • Слайд 3

    5) Память и её значение в формировании целостных приспособительных реакций. Виды памяти. 6) Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения. 7) Аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков. 8) Виды мышления. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.

  • Слайд 4

    1) Межполушарные взаимоотношения.

    Межполушарные взаимоотношения у человека проявляются в двух формах – функциональной асимметрии больших полушарий и совместной их деятельности. Функциональная асимметрия полушарий является важнейшим психофизиологическим свойством головного мозга человека. Выделяют психическую, сенсорную и моторную межполушарную функциональную асимметрии мозга.

  • Слайд 5

    В речи словесный информационный канал контролируется левым полушарием, а несловесный канал (голос, интонация) – правым. Абстрактное мышление и сознание связаны, преимущественно, с левым полушарием. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса – левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции, лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предмета. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции, лучше воспринимает абсолютные признаки предмета и временные отношения.

  • Слайд 6

    В эмоциональной сфере правое полушарие обуславливает преимущественно отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обуславливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания визуальных образов предметов, которое трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчленено, аналитически, при этом каждый признак анализируется раздельно. Моторная асимметрия выражается, прежде всего, в право-леворукости, которая контролируется моторной корой противоположного полушария.

  • Слайд 7

    Парность в деятельности больших полушарий обеспечивается наличием комиссуральной системы (мозолистого тела, передней и задней, гиппокампальной и хабенулярной комиссур, межталамического сращения), которые анатомически соединяют два полушария головного мозга. Иначе говоря, оба полушария связаны не только горизонтальными связями, но и вертикальными.

  • Слайд 8

    Основные факты, полученные с помощью электрофизиологических методик, показали, что возбуждение из участка раздражения одного полушария передается через комиссуральную систему не только в симметричный участок другого полушария, но и в несимметричные участки коры. Исследование метода условных рефлексов показало, в процессе выработки рефлекса происходит «перенос» временной связи в другое полушарие. Элементарные же формы взаимодействия двух полушарий могут осуществляться через четверохолмие и ретикулярную формацию ствола.

  • Слайд 9

    Доминантность полушарий и её роль в реализации высших психических функций.

    Речевые функции.  Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи, только другим способом.(французский врач Марк Дакс)

  • Слайд 10

    В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после по­ступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного — после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный дви­гательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. 

  • Слайд 11

    При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной.

  • Слайд 12

    У 70 % левшей центры речи располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины — обоими полушариями. Левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуи­тивное, дедуктивное, образное мышление.

  • Слайд 13

    Особенности нарушений психических функций при поражении левого и правого полушарий большого мозга.

  • Слайд 14

    2) Современное представление о локализации функций в коре полушарий.

    В коре головного мозга существуют проекционные зоны. Первичная проекционная зона - занимает центральную часть ядра мозгового анализатора. Это совокупность наиболее дифференцированных нейронов, в которых происходит высший анализ и синтез информации, там возникают четкие и сложные ощущения. К этим нейронам подходят импульсы по специфическому пути передачи импульсов в коре головного мозга (спиноталамический путь).

  • Слайд 15

    Вторичная проекционная зона - расположена вокруг первичной, входит в состав ядра мозгового отдела анализатора и получает импульсы от первичной проекционной зоны. Обеспечивает сложное восприятие. При поражении этой зоны возникает сложное нарушение функции.Третичная проекционная зона - ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. К ним поступают импульсы от ассоциативных ядер таламуса и конвергируют импульсы различной модальности. Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Говоря о пластичности мозга, чаще всего подразумевают его способность изменяться под влиянием обучения или повреждения. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное её проявление при повреждении мозга — регенерация. Мозг представляет собой чрезвычайно сложную сеть нейронов, которые контактируют друг с другом посредством специальных образований — синапсов. Поэтому мы можем выделить два уровня пластичности: макро- и микроуровень. Макроуровень связан с изменением сетевой структуры мозга, обеспечивающей сообщение между полушариями и между различными областями в пределах каждого полушария. На микроуровнепроисходят молекулярные изменения в самих нейронах и в синапсах. На том и другом уровне пластичность мозга может проявляться как быстро, так и медленно.

  • Слайд 18

    Существуют три сценария пластичности мозга. При первом происходит повреждение самого мозга: например, инсульт моторной коры, в результате которого мышцы туловища и конечностей лишаются контроля со стороны коры и оказываются парализованными. Второй сценарий противоположен первому: мозг цел, но повреждён орган или отдел нервной системы на периферии: сенсорный орган — ухо или глаз, спинной мозг, ампутирована конечность. А поскольку при этом в соответствующие отделы мозга перестаёт поступать информация, эти отделы становятся „безработными“, они функционально не задействованы . В том и другом сценарии мозг реорганизуется, пытаясь восполнить функцию повреждённых областей с помощью неповреждённых либо вовлечь „безработные“ области в обслуживание других функций. Третий сценарий связан с психическими расстройствами, вызванными различными факторами.

  • Слайд 19

    3) Особенности восприятия у человека. Внимание. Физиологические корреляты внимания.

    Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Нарушения восприятия.  Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

  • Слайд 23

    Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей.  Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. 

  • Слайд 24

    Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти.  Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Вниманием называют направленность и сосредоточенность соз­нания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30

    4) Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).

    Под эмоциями понимают субъективные реакции человека и животных на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия, страха, гнева, радости, грусти и т.д. Биологическая роль эмоций. 1) Эмоции выполняют отражательную или оценочную роль. Любой раздражитель, приобретая эмоциональную окраску, становится индивидуально значимым для особи. Именно эмоциональная оценка способствует формированию целенаправленной поведенческой реакции на данный раздражитель, мобилизуя, если необходимо, все силы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-либо стимул или ситуацию

  • Слайд 31

    2) Эмоции играют регулирующую или переключающую роль. При конкуренции различных доминант (например, страха и голода, или чувства долга и страза и т.д.) побеждает наиболее сильно эмоционально окрашенная доминанта. 3) Очень важна и подкрепляющая роль эмоций. Эмоции можно рассматривать как активное состояние специализированных структур мозга, побуждающих изменить поведение в направлении минимизации (отрицательные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этого состояния. 

  • Слайд 32

    4)  Эмоции выполняют компенсаторную или замещающую роль Например, если цель еще не достигнута, то даже небольшой успех в этом направлении порождает положительные эмоции. Эти положительные эмоции не столько связаны с конкретным маленьким успехом, сколько с чувством надежды, веры. Эти чувства помогают человеку существовать даже в довольно безрадостной обстановке. Для человека надеяться и верить иногда значительно важнее, чем добиваться поставленной цели. 

  • Слайд 33

    Теории эмоций.

    1) Периферическая теория Джеймса-Ланге. Согласно данной теории, эмоции являются вторичным явлением, отражением изменений, происходящих во внутренних органах и скелетных мышцах. Джеймс сформулировал свою теорию следующим образом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим."

  • Слайд 34

    2) Кеннон-Бард и другие исследователи предложили целый ряд "центральных" теорий эмоций, доказав, что источником эмоций является мозг, определенные структуры ЦНС, а не периферические органы. Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпеца, которая отводила главную роль в возникновении эмоций структурам лимбической системы и гипоталамуса. Пейпец предположил, что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутой структурой, в которой циркулируют импульсы, приходящие от таламуса, гипоталамуса и коры, приобретая таким образом эмоциональную окраску. Экспериментальные данные во многом подтвердили эту гипотезу. Так, при двустороннем удалении миндалевидных тел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризующийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нарушением пищевого ,полового и социального поведения животного.

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    3) Согласно биологической теории эмоций Анохина, эмоции возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки потребности и степени ее удовлетворения. Как правило, любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями, тогда как удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции.

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Эмоциональное напряжение в физиологии труда — состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (и первую очередь, нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации.

  • Слайд 41

    Эмоциональное напряжение развивается в несколько стадий. 1) Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. 2) Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма, выражающаяся в злости, ярости, одержимости. 3) Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется как состояние ужаса, тоски, "подкашиваются" ноги, "опускаются" руки. Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. 4) Невроз: отсутствие выбора. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии. И тогда возникают проблемы, приводящие в конечном итоге к физическому заболеванию.

  • Слайд 42

    5) Память и её значение в формировании целостных приспособительных реакций. Виды памяти.

      Память— когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46

    6) Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.

    Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определённой потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности. Мотивационное возбуждение обладает свойствами доминанты: 1) Длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. 2) Все посторонние раздражители благодаря суммации только усиливают мотивационное возбуждение. 3) Очаг мотивационного возбуждения подавляет все другие очаги и подчиняет себе все отделы Ц.Н.С. 4) При мотивационном возбуждении возрастает возбудимость тех отделов мозга, которые ответственны за возникновение мотивации. 5) Благодаря принципу доминанты А.А. Ухтомского в каждый конкретный момент времени поведение организма определяется той мотивацией, которая обеспечивает наилучшую адаптацию организма к условиям среды. После завершения одного мотивированного поведения, в организме возникает следующая по биологической и социальной значимости мотивация.

  • Слайд 47

    Все мотивации, независимо от вызывавшей их потребности, вызывают одинаковые изменения функций организма: 1. Усиливается двигательная активность. Пример: страх, голод, жажда, любопытство, половое влечение. Исключение – пассивный страх (замирание) 2. Возрастает тонус симпатической нервной системы. В результате этого учащаются сердцебиения, повышается АД, усиливается дыхание и т.д. 3. Повышается чувствительность анализаторов, т.е. снижаются пороги раздражения рецепторов, улучшается проведение сигналов по нервным путям, анализ и синтез в коре. 4. Происходит избирательная активация памяти, что необходимо для успешного выполнения соответствующего поведения. Например при голоде активизируются одни следы памяти, при страхе – другие. 5. Возникают эмоциональные переживания. Например отрицательных при страхе, голоде, жажде. Положительных при удовлетворении потребности.

  • Слайд 48

    В экспериментах на животных установлено, что пищевая, питьевая, оборонительная мотивации осуществляются задней областью гипоталамуса, где находятся центры голода и насыщения, жажды и т.д. В центрах голода и насыщения имеются нейроны, которые возбуждаются при недостатке или избытке глюкозы и жирных кислот в крови. Кроме гипоталамуса, где находятся низшие центры мотиваций, в их формировании важная роль принадлежит структурам лимбической системы. В частности миндалевидное ядро координирует активность центров голода и насыщения и формирует поведение на вкусную и невкусную пищу. Предполагают, что это же ядро обеспечивает выделение доминирующей мотивации.

  • Слайд 49
  • Слайд 50

    7) Аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

    Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга. Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.

  • Слайд 51

    Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

  • Слайд 52

    8) Виды мышления. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.

  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке