Содержание
-
Захарова Валя Ученик 11 класса Мугудайской средней школы им. Д.Д. Красильникова Рук.:МакароваТ.Г. педагог-библиотекарь
-
Ремесла предков – сосуд для ягоды
-
Цель: Ознакомление с историей и технологией изготовления сосуда для ягоды «Царь тууйас» Задачи: 1. История происхождения берестяных сосудов. 2. Мастер Борис Федорович МандарУус 3. Провести опрос «Знаете ли сосуд для ягоды – тууйас?» 5. Процесс изготовления сосуда «Царь тууйас» Гипотеза: Если мы будем знать исконно народное искусство изготовления сосуда для ягоды, то сможем сохранить и передать знания и технологию будущим поколениям. Актуальность: В те времена дети с малых лет самостоятельно работали - собирали ягоды, ячмень. Дети любили еще и бутугас из брусники, замешанной на муке. Бруснику просто замораживали и еще употребляли как лекарство.
-
В любой якутской семье имелось большое количество берестяной посуды. Судите сами: корову доили три раза в день, а чтобы снимать сливки с молока, каждую дойку отстаивали в берестяном сосуде в холодном подполье по 7 дней. Много берестяной посуды нужно было еще для рода молочно-кислых продуктов, для масла, ягоды, воды, муки и т.д. Вот и получается, что каждая женщина должна была уметь делать берестяные сосуды. Кора березы снимается в мае, когда начинает бежать сок с дерева. Лучше выбрать березу, растущую в тени, среди своих сестер – у нее меньше сучков. Кору снимаешь осторожно, делая разрез сверху вниз, и заворачиваешь ее в рулон, который хранишь в подполье. Одновременно готовишь тальковые прутья для поясков. Рулон может пролежать в подполье до года. Прежде чем приступить к работе, заранее заготавливаешь нитки, засученные из черных волос гривы, что также требует определенных навыков. Нужно еще толстые иголки и шило. Кору сначала очищают острым ножом от сучьев, от пленки и грязи. Если где появились дырка, щель или разрез, сразу надо залатать. Раньше эти места обмазывали черной жвачкой, приготовленной из бересты, и прижигали раскаленной железкой. Посуда должна быть прочной, нигде не должна протекать. Дно любой берестяной посуды должно быть двойным, а многие туески и ведерки имеют двойную стенку, причем по наружной стельке используется береста с продольным рисунком, а изнутри – с поперечным. Тальниковые прутья, опоясывающие большинство разных сосудов, придают им прочность и являются дополнительным декором. Верхняя часть коробок, шкатулок, иногда и ведерок украшаются орнаментом из черных ниток-шнурков, засученных из конского волоса. На рисунках 5,6 даются наиболее распространенные узоры, а также показаны швы, которыми пришиваются тальниковые прутья. Из бересты делаются не только коробки, шкатулки, чабычахи и ведерки, но и детские игрушки, и множество бытовых предметов. Наиболее известна из них нарядная ширма в якутской урасе.
-
Из прошлой жизни Якуты жили бедно, все добывали своим трудом. Всегда было туго с хлебом. На маленьком участке сеяли ячмень, собирали дети, до последнего колоска. Вручную молотили, веяли и мололи в каменных жерновах. Последнюю лепешку из такой муки ели в январе и до следующего урожая переходили на своеобразную якутскую пищу - бутугас. Для этого с лета собирают кислое молоко – сорат, специально готовят из кипяченого молока. Хранят его деревянной бочке или в ушате из бересты – холлогосе в прохладном подполье. Накопившуюся со временем жидкость выливают, оставляя только кислую гущу и туда добавляют мелко нарезанные и промытые в горячей воде кустики можжевельника и щавель. Такая пища - бутугас едой для бедных. Но тем не менее она была очень питательной. Дети любили еще и бутугас из брусники, замешанной на муке. В те годы ягод было много, но не было сахара, поэтому не имели понятия – что такое варенье и морс. Землянику хранили в топленом масле или замораживали внутри свежеприготовленного сливочного масла, бруснику же просто замораживали. Сосуд для молочных продуктов (матаарчах) Коробка для принадлежностей рукоделия (маллаахиьит)
-
Родители учили разным ремеслам. Например ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться на зайца, ставить капканы, заготавливать дров, смазывали юрту - снаружи навозом. Детвора помогало чем мог. Основном в доме проживал 5 семей, жили дружно и весело. Ввелась хозяйство скотоводства, требовал постоянного ухода и зимой и летом. Перед сенокосом устраивали праздник кумыса. Жители соседних летников готовили кумыс из кобыльного молока и ставили праздничную коновязь сэргэ на самой красивой широкой поляне. Пили кумыс, ели мясо, саламат и оладьи, затевали разные игры и хороводы – осуохай. Все собирали разные ягоды.
-
МандарУус
Борис Федорович Неустроев – потомственный кузнец в одиннадцатом поколении, известный в народе как МандарУус. Большой Мастер выделяется из коллектива не только своим профессионализмом, который ему школа традиций, но и особым видением мира, поэтическим складом мышления, импровизацией повторяющихся устойчивых мотивов и элементов. Обладая всеобьемлющим видением якутских традиционных мастеров –анаарыы, МандарУус является поэтически-одаренным выразителем народного таланта. МандарУус родился в Баягинском наслеге Таттинского улуса, который издревле славился известными потомственными мастерами, кузнецами и сказителями олонхо. С детства у этого мастера выработалась феноменальная зрительная память. Сама многовековая традиция якутского народа сформировала и закатила личность Мастера. Путь пройденный пешком Мандар – Уус по не обьятнымпросторам и неизведанным тропинкам Якутии, воистину можно сравнить с дорогами вечного Путника, Великого Труженика. Это своеобразный подвиг большого Мастера – пример самоотверженности, ответственности за судьбу якутского народного искусства, а главное, он соответствует той художественной системе, которая при всех изменениях сохраняет целостность и устойчивые элементы. В настоящее время заслуженный работник культуры РР(Я), лауреат Государственной премии им. П.А.Ойунского, Академик духовности РС(Я), народный мастер Б.Ф.Неустроев-МандарУус является одним из одаренных Природой и высокоэрудированных, талантливых мастеров современной Якутии, которых в народе называют «киьикиьитэ» (человечный человек)
-
Процесс изготовления сосуда для ягоды «Царь тууйас» Изготовление берестяного сосуда для ягод, по старинной якутской технологии. Время заготовки бересты:Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок.
-
-
Декоративные швы Из конского волоса тщательно и красиво сплетаем ручку как косички
-
-
Экономическая значимость Провести мини-опрос у учащихся по теме сосуд для ягоды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.