Аннотация к презентации
Нанкинская резня — эпизод Второй японо-китайской войны (1937-1945), в ходе которого в Нанкине, столице Китайской республики, японские военнослужащие совершили массовые убийства и изнасилования гражданского населения. Насилие продолжалось в течение шести недель, начавшись 13 декабря 1937, в день, когда японцы овладели городом. За этот период солдаты Японской императорской армии убили, по разным оценкам, от 40 000 до более 500 000 китайских гражданских лиц и разоружённых солдат, а также совершили множество изнасилований и актов мародёрства. Так как большинство японских военных записей, посвященных событиям Нанкинской резни, было засекречено и уничтожено вскоре после капитуляции Японии, историкам неизвестно точное количество жертв насилия. Международный военный трибунал для Дальнего Востока в 1948 году высказал оценку, согласно которой более 200 000 китайцев были убиты. Официальная позиция КНР говорит о более, чем 300 000 и базируется на оценке Нанкинского трибунала по военным преступлениям 1947 года. Общее количество жертв является предметом постоянных дискуссий. В самой Японии существует разное отношение к Нанкинской резне, но лишь немногие отрицают сам факт того, что она произошла. Японские специалисты, подтверждающие факт резни, не только принимают законность соответствующих трибуналов и их выводы, но также декларируют, что Япония должна перестать отрицать своё прошлое и определиться с ответственностью страны за военную агрессию против своих азиатских соседей. Наиболее радикальные отрицатели, по большому счёту, отвергают выводы трибунала как разновидность «правосудия победителей», принимающего во внимание только версию одержавшей победы стороны. В Японии их называют «школой иллюзии», они отрицают массовую резню и утверждают, что японские военные убили лишь несколько сотен военнопленных и гражданских в Нанкине. Более умеренные отрицатели говорят о количестве погибших от нескольких тысяч до 38 000—42 000. Обе эти школы противоречат общепринятой среди историков цифре в 150 000—300 000. 7 декабря японцы осадили Нанкин. Они устроили артобстрел и воздушную бомбардировку Нанкина, во время которой скудные остатки китайской армии, призванные защищать город, разбежались. 9 декабря японские военные разбросали над городом листовки, требуя его сдачи в течение 24 часов и грозя уничтожением в случае отказа. Японцы ожидали ответа на свой ультиматум, но его не последовало. Генерал Иванэ Мацуи ждал ещё час после истечения установленного срока, а затем приказал взять город штурмом. Японская армия атаковала с нескольких направлений одновременно. Японцы под предводительством принца Асака начали зачистку города. Пятнадцать европейцев, оставшихся в Нанкине во время захвата города, организовали Зону безопасности, которую по предварительной договорённости не атаковали японские военные — в этой зоне не было китайских солдат. Главой комитета, управлявшего Зоной безопасности, стал немецкий бизнесмен Йон Рабе, избранный, среди прочего, потому, что он был членом НСДАП, а между Германией и Японией был заключён и действовал Антикоминтерновский пакт (36г.). Иностранцы по мере сил пытались спасти жизни местным китайцам. Им удалось спасти около 200 тысяч китайцев. Жертвами резни стали от 40 тыс. до 400 тыс. китайцев. Количество изнасилованных, по оценкам историков, в среднем равняется 20 тысячам без учёта детей и старых женщин. Девушек просто вытаскивали из их домов и подвергали групповым изнасилованиям. 6 августа 1937 император Хирохито лично одобрил предложение армии устранить препятствия, ограничивающие свободу действий в отношении китайских военнопленных рамками международного права. Директива также рекомендовала штабным офицерам прекратить использование самого термина «военнопленные». Сразу после падения Нанкина японцы начали розыск китайских солдат, в ходе которого задержали тысячи молодых людей. Многих из них загнали в реку Янцзы, где расстреляли из пулемётов. Японские солдаты связывали руки пленных вместе, разделяли китайцев на четыре колонны и открывали по ним огонь. Выживших добивали штыками. Большинство были сброшены в реку. 13 декабря началась резня, через несколько дней, 18 декабря 1937, имперский генерал Иванэ Мацуи начал понимать масштабы изнасилований, убийств и мародёрства в городе. Он становился всё более встревоженным из-за происходящего. В конце января 1938 японская армия заставила всех беженцев из Нанкинской зоны безопасности вернуться в свои дома, тут же заявив, что «порядок восстановлен». После начала работы коллаборационистского правительства в 1938 году порядок действительно вернулся в Нанкин, и количество японских зверств серьёзно уменьшилось. После капитуляции Японии высшие офицеры японской армии в Нанкине были отданы под суд. Несколько главных виновников этих преступлений были осуждены Международным военным трибуналом для Дальнего Востока и Нанкинским трибуналом по военным преступлениям и казнены. Однако предполагаемый ключевой виновник, Принц Асако, являвшийся членом японской императорской семьи, избежал суда, так как ранее получил от Союзников по антигитлеровской коалиции иммунитет от преследования. Отряд 731 — специальный отряд японских вооружённых сил, занимался исследованиями в области биологического оружия, опыты производились на живых людях (военнопленных, похищенных). В этом отряде также проводились опыты с целью установления количества времени, которое человек может прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей). Отряд создан в 1932 году, имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая в районе посёлка Пинфан. Командовал отрядом генерал-лейтенант Сиро Исии. В распоряжении отряда был собственный аэродром, несколько самолетов, полигон, тюрьма, также заводы по созданию «особых» бомб и артиллерийских снарядов, «заточенных» под бактериальную начинку. «Отряд 731» был организован в целях подготовки бактериологической войны. В отряде на живых людях, которых японцы между собой называли «брёвнами», на подопытных (китайцах, русских, монголах, корейцах), проводились и другие, не менее жестокие и мучительные опыты, не имевшие непосредственного отношения к подготовке бактериологической войны. Военные врачи отряда получили беспрецедентный опыт, к примеру, вскрытия живого человека. Живое вскрытие состояло в том, что у подопытных постепенно извлекали все жизненно важные органы, один за другим. У подопытных отрезали руки и ноги и пришивали назад, меняя местами правые и левые конечности; вливали в человеческое тело кровь животных; ставили под мощнейшее рентгеновское излучение; ошпаривали различные части тела кипятком; тестировали на чувствительность к электротоку. Ученые заполняли легкие человека большим количеством дыма или газа, вводили в желудок живого человека гниющие куски ткани. Изучались пределы выносливости человеческого организма в определённых условиях — например, на больших высотах или при низкой температуре. Для этого людей помещали в барокамеры, фиксируя на киноплёнку агонию, обмораживали конечности и наблюдали наступление гангрены. Если заключённый, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, то это не спасало его от повторных опытов, которые продолжались до тех пор, пока не наступала смерть. Подопытные никогда не покидали лаборатории живыми. Трупы подопытных сжигались. В распоряжении отряда была авиация, и бактериологическому нападению со стороны японцев были подвергнуты уездные города Китая. Имелся виварий, в котором содержались кролики, морские свинки, крысы, блохи, а также фабрика по производству бактерий. По воспоминаниям сотрудников «Отряда 731», всего за время его существования в стенах лабораторий погибло около трёх тысяч человек. По другим данным, число погибших достигает 10 000 человек. Но известны имена только нескольких из тысяч людей, убитых в «Отряде 731». Конец существованию «Отряда 731» положил Советский Союз. 9 августа 1945 года советские войска начали наступление против японской армии, и «отряду» было приказано «действовать по собственному усмотрению». Работы по эвакуации начались в ночь с 10 на 11 августа. Некоторые материалы сжигали. Было решено уничтожить и оставшихся в живых подопытных людей. Некоторые члены отряда кончали жизнь самоубийством. Деятельность «Отряда 731» расследовалась в ходе «Хабаровского процесса», который завершился осуждением ряда военнослужащих, причастных к его созданию и работе, к различным срокам лишения свободы. Позднее многие сотрудники этого отряда получили учёные степени и общественное признание. Многие переехали в США, например глава отряда Исии, где ценились за свои знания, приобретённые в отряде. Американские власти не призвали этих преступников к ответу, потому что информация о японских экспериментах в области бактериологического оружия представляла большую ценность для американской программы по его разработке. Многие из врачей впоследствии стали успешными врачами в мирной жизни; некоторые из них основали свои клиники. «Станции утешения» — военные бордели, функционировавшие в 1932—1945 годах на оккупированных Японией территориях в Восточной и Юго-Восточной Азии. Женщины, попавшие туда, находились в секс-рабстве у военных. В 1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры чуть ли не каждый день попадали доклады об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая. Проблема обещала стать слишком серьезной. В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании "станций утешения", обосновывая это тем, что "станции создаются для снижения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить ослабления боеспособности армии из-за появления у солдат венерических и других заболеваний". Первая "станция утешения" была открыта в 1932 году в Шанхае, куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии. Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приеме на работу молодых женщин. После захвата в ходе японо-китайской войны в декабре 1937 года Нанкина (Китай), в городе начались массовые убийства и изнасилования. Несмотря на приказ, запрещавший насилие, военное командование закрывало глаза на зверства как рядовых солдат, так и офицеров. Изнасилование женщин рассматривалось как нормальное поведение на оккупированных территориях. Более того, для контроля над процессом начали организовываться публичные дома, которые стали называть "станциями утешения". Такая «станция» под Нанкином была открыта в 1938 году. В дальнейшем в Нанкине было открыто более 40 подобных "станций". По разным подсчетам, через "станции утешения" прошло от 20 до 400 тысяч молодых женщин, многие из которых были моложе восемнадцати лет. До конца войны выжила только четвертая часть из них, поскольку условия существования были ужасные; они обслуживали по 20 - 30 солдат в день. Так как с 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, а ее жителей вынуждали учить японский язык, то в приоритете были женщины из Кореи, поскольку с ними было легче общаться по сравнению с женщинами других национальностей. Поэтому огромное количество корейских женщин были насильно доставлены в эти учреждения. Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. В случае заражения им вводили "препарат 606" - это лекарство от сифилиса. Беременным женщинам также вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладал нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще приводило к бесплодию. Количество "станций утешения" росло, покрывая всю территорию Японской империи. На период 1942 года всего было 400 "станций утешения". Однако с появлением таких учреждений случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить. Так как воспитанные в конфуцианской философии женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, нередко кончали жизнь самоубийством, а выжившие скрывали свой позор, после войны места расположения "станций утешения" было непросто определить, многие не найдены по сей день. По японским данным количество "женщин для утешения" было около 20 тысяч, и как правило, их пребывание носило добровольный характер. Китайские историки же указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции и количество таких женщин доходит до 410 тысяч. По поводу характера и масштабов этого явления в японской, китайской и корейской историографии идёт полемика. Японские историки, как правило, представляют якобы сугубо «добровольный» характер проституции. Китайские и корейские историки указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции на «станциях утешения», свидетельствующие о прямом умысле на совершение данных преступлений со стороны японского командования. Информация о «станциях утешения» стала достоянием общественности уже после печально известной Нанкинской резни. Фотографии военно-полевых борделей из Нанкина попали в прессу. Это вызвало первую волну возмущения. Японские власти на это отреагировали хладнокровно и цинично. Признавать факт существования «батальонов комфорта» они отказались. Первые извинения прозвучали лишь в 90-е гг. прошлого столетия. Японское правительство несколько раз приносило извинения за вовлечение женщин в проституцию, однако в финансовой компенсации им отказывало. Но уже в 2007 году Япония пошла на попятную. Премьер-министр заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию не доказан. Это породило вторую волну возмущения. Оказавшись под давлением, он вскоре все же отважился признать факт нарушения прав человека на «станциях утешения». Однако ни о каком финансовом возмещении морального и физического ущерба речи не шло. Власти Китая, Кореи и других стран выступили с критикой японского правительства. На их сторону встали США, Канада и Европарламент. Так появилась резолюция, которая призывала Японию взять на себя ответственность за все ужасные события того времени. В 1995 году правительство Японии создало фонд Asian Women's Fund, который выплачивает деньги людям, заявляющим, что во время войны их принудили к занятиям проституцией. Созданная фактически правительством, эта организация с правовой точки зрения является независимой благотворительной. Её деятельность вызывала споры и в Японии, и в международном сообществе. Некоторые считают, что создание такого фонда — ещё одна попытка Японии отрицать и избегать принятия на себя ответственности, другие — что правительство Японии давно выполнило свои обязательства перед жертвами войны. В 2015 году правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать компенсации жертвам. Детали этих взаимоотношений были определены двусторонними соглашениями с пострадавшими от оккупации странами. Позиция властей Японии состоит в том, что адресатом требований компенсаций должно быть правительство соответствующего государства. Япония признаёт историчность военных преступлений. Однако споры из-за того, как именно их изображают и описывают разные историки и политики всё ещё вызывают напряжение в отношениях между Японией и другими странами региона. Мнение японцев о Нанкинской резне менялось с годами от полного отрицания и сокрытия в годы войны через признания и документы, исходящие от японских участников событий, начавшие появляться в 1950-е и 1960-е годы, к минимизации и преуменьшению масштабов резни в 1970—1980. Затем пришло время переписывания и искажения истории, а некоторые официальные лица в 90-е годы XX века и вовсе отрицали историчность насилия в Нанкине. Большая часть дебатов пришлась на 1970-е годы. В это время японцы обрушивались на китайские заявления по поводу Нанкина с критикой, объясняя, что Пекин слишком полагается на личные свидетельства и описания. Высказывались сомнения в корректности записей о захоронениях и фотографий, представленных на Токийском процессе (46-48гг.), которые объявлялись сфабрикованными правительством Китая, искусственно изготовленными или неверно относимыми к событиям в Нанкине. В 1984, пытаясь опровергнуть обвинения в военных преступлениях в Нанкине, Ассоциация ветеранов японской армии интервьюировала японских солдат, проходивших службу в городе в 1937—1938. Но вместо опровержения обвинений, ветераны подтвердили, что массовые убийства имели место и открыто описали их, признавшись в своём участии. Результаты опросов были опубликованы в журнале ассоциации в 1985 вместе с извинениями. 15 августа 1995, в день пятидесятой годовщины капитуляции Японии, премьер-министр страны Томиити Мураяма впервые формально и ясно извинился за действия Японии во время войны. Он извинился за японскую агрессию и страдания, которые она причинила народам Азии. Он предложил всем выжившим, а также родственникам и друзьям жертв принять свои сердечные соболезнования. В тот день император Акихито выразил свои соболезнования и надежду, что подобные жестокости никогда не повторятся снова. В Японии Нанкинская резня задевает важные для национальной идентичности чувства — «гордость, честь и стыд». Большинство японцев знает, что армия страны совершала жестокости во время Нанкинской резни. Некоторые официальные лица и писатели открыто отрицали инцидент, объявляя его пропагандистской выдумкой, которая была нужна для развития антияпонского движения. Во многом, отношение к резне стало линией разделения японцев. Одни считали, что «жестокости» императорской армии заслуживают особого внимания. Другие же объявляли атомные бомбардировки гораздо более страшным событием войны. Согласно краткому упоминанию Нанкина в музее Ясукуни (храм-музей) в Токио, японский генерал выдал своим людям карты, на которых были отмечены иностранные поселения и «безопасная зона» для гражданских и приказал соблюдать строгую военную дисциплину. Посетитель должен заключить, что они так и поступили. Музей только отмечает, что «Китайские солдаты, пойманные в гражданской одежде, встречали суровое отношение». В токийском храме Ясукуни хранятся поминальные таблички с именами японских военнослужащих - жертв военных конфликтов. Среди них таблички с именами 14 военачальников времен Второй мировой войны, которые были осуждены в Китае как военные преступники. Визиты японских высокопоставленных чиновников в храм Ясукуни традиционно вызывают резкую реакцию и рассматриваются как оскорбление стран, пострадавших от японской оккупации. Правительство Японии исходит из мнения, согласно которому юридические и моральные позиции относительно военных преступлений различны. Вследствие этого, продолжая настаивать, что Япония не нарушала каких-либо международных законов или договоров, японское правительство официально признаёт страдания, причинённые японскими вооружёнными силами и выступило с большим количеством извинений. Например, премьер-министр Томиити Мураяма в 1995, заявил, что Япония «своим колониальным правлением и агрессией причинила ужасный ущерб и страдания народам многих стран, особенно нациям Азии» и выразил «чувство глубокого раскаяния», а также принёс свои «чистосердечные извинения». А в 1972 премьер-министр Какуэй Танака заявил: «японская сторона остро осознаёт ответственность за серьезный ущерб, который Япония в прошлом нанесла народу Китая во время войны и глубоко упрекает себя за это.» Официальные извинения часто рассматриваются выжившими жертвами преступлений и родственниками погибших как лишь символический шаг. Многие люди, пострадавшие от военных преступлений Японии, утверждают, что извинений как таковых за конкретные действия не было, а японское правительство выражало лишь «сожаление» или «раскаяние». Некоторые японцы утверждают, что от японского императора или премьер-министра требовали совершить догэдза — то есть встать на колени и наклонить голову к земле, что считается высшей формой извинений в обществах Восточной Азии — и что Япония отказалась делать. В некоторой степени схожее действие совершил канцлер Западной Германии Вилли Брандт, вставший на колени у мемориала погибшим евреям в Варшавском гетто в 1970 году, что стало примером мощного и эффективного акта извинения, подобного догэдза. К началу XXI века интерес к имперскому прошлому Японии возродился и породил новые интерпретации и прочтения истории. Японцы указывают на то, что многие действия, совершённые японскими вооружёнными силами, включая Нанкинский инцидент, нарушали японский военный кодекс. Предполагается, что, будь послевоенные трибуналы организованы японским правительством в полном соответствии с военным правом Японии, многие из осуждённых всё равно были бы осуждены и казнены. При этом моральные и правовые последствия лежат на совести японского правительства, так как оно не справилось со своей закрепленной в конституции страны обязанностью. Рядовые японцы имеют слабое представление о военных преступлениях. Отсутствует полное отражение событий в учебниках истории в школах (пару строчек). Есть преподаватели в университетах, которые отрицают массовость событий в Нанкине. В Японии проходят церемонии памяти японских солдат, погибших во Второй мировой войне (сравнение с Германией). Это вызывает негативную реакцию других стран. У японцев есть позиция, что они являются жертвами в войне. Некоторые японские политики говорят о том, что новые поколения не несут ответственности за преступления прошлого (сравнение с Германией). В 2015 году некоторую озабоченность вопросом выразил Японский императорский дом — который обычно не делает подобных заявлений — проблема была озвучена принцем Нарухито. Нарухито заявил, что «важно смотреть назад в прошлое смиренно и корректно», говоря о роли Японии в военных преступлениях во время Второй мировой войны. Также он выразил обеспокоенность по поводу актуальной необходимости «корректно передать трагический опыт и историю прошлого Японии поколениям, которые не имеют знаний о войне из первых рук, в то время, как прямая память о ней скоро исчезнет».
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
23
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.