Содержание
-
Африканские маски
Графическая разминка.
-
-
Среди более тысячи африканских племен, лишь сотня делают маски, являющиеся ценнейшими произведениями. Искусство Черной Африки практически не заимствовало ни у северо-африканской цивилизации, ни у арабов. Традиционные формы веками сохраняются неизменными в строгом соответствии четко установленной иконографии, ведь маски являются вместилищем божественной силы независимо от их предназначения. Племенной характер (трайбализм) – суть африканского искусства, а каждое племя – автономная структура. Стилистические формы выражения сильно отличаются в разных племенах, лишь незначительно перетекая одна в другую: у одних, например, взгляд, устремленный вперед в сочетании с длинным узким разрезом глаз и холодным неподвижным выражением лица означает состояние духовной одержимости. То же значение у другого племени выражается посредством дерзко выступающих черт лица, особенно глаз, в сочетании с наклоном чуть повернутой назад головы. Напротив, общее значение высоко поднятого лба – мудрость и духовность, а использование белой окраски означает духов умерших и вообще свойство потусторонности.
-
Во многих частях Африки буйвол или корова обозначают колдовство. Такие маски, а также изображающие и других рогатых животных, особенно антилоп, используются в церемониях изгнания духов, переселения душ, призыва сил природы и почитания предков. Маска при этом должна быть насколько возможно прекрасной или устрашающей, чтобы дух избрал ее для своего пребывания либо удалился. Маски используют также в церемониях инициации, изгнания злых духов, ритуалах отправления культа, перехода человека на следующую ступень жизни, в праздники урожая, при вынесении приговора и даже для развлечения, когда носитель маски выступает шутом, не отделяя себя при этом от мира духов.
-
Необходимо обратить внимание на еще одну характеристику искусства Черной Африки, а именно: искусство является исключительно делом мужчин. Маски, повсеместно используемые в Африке в развлечениях, танцах и обрядах, принадлежат только мужчинам и их, подобно ритуальным предметам, запрещено касаться женщинам. Сейчас нам известно значение многих масок. Так, маски с Берега Слоновой Кости (племя сенофо) , на которых видим комбинацию анималистических форм: пасть гиены, клыки дикого кабана, рога антилопы, хвост хамелеона, образующие целое, означают хаос в мире. Тайные негритянские союзы использовали маски во время выполнения своих судебных церемоний. Сидящая фигура из Заира, называемая «бванга» , представляет бога различных сил. Когда ее носят в ходе ритуальной процессии, то на нее навешивают магические символы, а затем совершают кровавый ритуал жертвоприношения животного.
-
При наличии знаков авторской уникальности, в работе африканского мастера всегда присутствуют. Маска традиционные мотивы и представления. Автор передает символизм произведения языком, служащим художнику племени и понятным его членам. Каждая маска, если только она не является портретом определенного человека, отражает тип лица племени. Как идеальные лица, так и подчеркивание отдельных составляющих выражают такие традиционно желаемые свойства как мудрость, стойкость и жизненная сила.
-
Вместе с тем было бы неправильно при характеристике искусства Африки ограничиваться описанием одной скульптуры, носящей преимущественно культовый характер. Художественное творчество африканцев отнюдь не исчерпывается культовым по своему назначению искусством. При изучении искусства народов Африки . следует также обращаться и к неразрывно связанному с трудом, с бытовым укладом народа декоративно-прикладному искусству, в котором ярко выразились творческая фантазия и чувство эстетической ценности человеческого труда.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.