Содержание
-
Анализ отчета о прибылях и убытках
-
1. Анализ показателей прибыли
В этом отчете отражается финансовый результат деятельности организации – прибыль (убыток), который представляет собой прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период, полученный в итоге финансово-хозяйственной деятельности организации
-
«Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность»
-
Она представляет для организации: основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития; главный источник возрастания рыночной стоимости; индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности; главный интерес собственника, поскольку обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса; гарант выполнения своих обязательств перед государством
-
Первым показателем прибыли в рассматриваемом отчете является валовая прибыль - разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции и услуг (стр.10-стр.20) Это показатель промежуточной прибыли
-
Для оценки зависимости валовой прибыли от выручки и маржи валовой прибыли используется формула: где – величина валовой прибыли; – доход от реализации продукции и оказания услуг; – маржа валовой прибыли.
-
Изменение валовой прибыли от изменения дохода от реализации продукции и услуг определяется формулой: где и - доход от реализации продукции и услуг отчетного и предыдущего года
-
Для определения влияния этих факторов составим аналитическую таблицу Таблица 1 – Данные для расчета влияния изменения дохода от реализации и маржи валовой прибыли на отклонение в валовой прибыли
-
В нашем примере за счет роста дохода от реализации продукции и оказания услуг увеличение валовой прибыли составило: Пв= (10 800 172 – 8 544 333) 0,207 = 467 074 тыс. тенге Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид: Пв= (0,192 – 0,207) 10 800 172 = -163 806 тыс. тенге
-
Общее изменение валовой прибыли + 303 268 тыс. тенге в том числе: 1) сокращение валовой прибыли за счет снижения маржи – 163 806 тыс. тенге 2) прирост валовой прибыли за счет увеличения дохода реализации + 467 074 тыс. тенге
-
На изменение валовой прибыли по сравнению с планом или с предыдущим годом влияют факторы: 1) себестоимость реализованной продукции; 2) цена единицы продукции; 3) объем реализованной продукции; 4) структурные сдвиги в составе реализованной продукции
-
Влияние этих факторов определим в таблице 2. Таблица 2 – Валовая прибыль Из табл. 2 видно, что валовая прибыли увеличилась на 303 268 тыс. тенге. Определим влияние факторов
-
1. Влияние изменения себестоимости на отклонение валовой прибыли находится путем вычитания из фактической себестоимости фактического объема отчетного года фактического объема по себестоимости предыдущего года При этом используется следующая формула: qiф · Siф - qiф · Siпр, где: qiф – фактический объем реализации Siпр – себестоимость единицы продукции предыдущего года
-
При изменении себестоимости реализованной продукции валовая прибыль изменяется соответственно В нашем примере имеет место перерасход на 163 257 тыс. (8 727 793 – 8 564 536) тенге, который снижает прибыль на эту сумму
-
На изменение себестоимости оказывают влияние как внутренние условия организации, так и в значительной степени инфляция и изменение цен на сырье, материалы и другие ресурсы При стабильных экономических условиях увеличение валовой прибыли зависит от снижения себестоимости в части материальных затрат
-
2. Влияние изменения действующих цен на изменение валовой прибыли рассчитывается по следующей формуле: qiф · Рiф - qiф · Рiпр, где: Рiф и Рiпр – соответственно фактическая цена единицы продукции отчетного и предыдущего года
-
Т.е. влияние этого фактора определяется путем вычитания из фактического дохода от реализации фактического объема продукции умноженного на фактическую цену предыдущего года В нашем примере валовая прибыль за счет изменения цен увеличилась на 1 049 924 тыс. тенге (10 800 172 – 9 750 248)
-
3. Рост объема реализации прямо пропорционально влияет на величину валовой прибыли Определенное влияние на объем реализации оказывают изменения остатков нереализованных изделий на складах и товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении у покупателей Сокращения запасов или, наоборот, увеличения влияют в первом случае на рост, во втором – на уменьшение объема реализованной продукции
-
Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам Часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов
-
Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх норматива может происходить если: продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом Работы и услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе
-
На практике нередко товары находятся на ответственном хранении у покупателя, который на законных основаниях отказался от оплаты Причиной отказа может быть несоблюдение условий договора поставки
-
В условиях рынка применяется и такая новая форма расчетов как предоплата. Она исключает образование остатков товаров, срок оплаты которых истек Но она имеет ряд неудобств: эта форма выгодна для поставщиков; может снижаться контроль за качеством продукции, особенно если поставщик занимает монопольное положение; возможна ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество
-
Чтобы найти влияние объема реализации, нужно валовую прибыль предыдущего года умножить на процент прироста объема продаж, который определяется делением выручки от реализации, рассчитанной исходя из цены предыдущего года и фактического объема реализации, на выручку от реализации предыдущего года: а) (9 750 248:8 544 333*100)–100=+14,1%; б) 1 769 111*14,1:100=+249 445 тыс. тенге
-
4. Влияние четвертого фактора – структурных сдвигов в составе реализованной продукции Чем больше доля высокорентабельных изделий в составе реализованной продукции, тем больше будет получено валовой прибыли, и, наоборот
-
Рассчитывается путем вычитания из разности между показателями валовой прибыли «по предыдущему году на фактический объем реализации отчетного года» и «по предыдущему году» суммы влияния изменения объема реализации (сальдовый способ)
-
В нашем примере расчеты показывают следующее: 1) 1 185 712 – 1 769 111 = -583 399; 2) -583 399 – 249 445 = -832 844 В результате структурных сдвигов недополучено по сравнению с предыдущим годом валовой прибыли на 832 844 тыс. тенге
-
Результаты анализа валовой прибыли приведены в таблице 3. Таблица 3 – Влияние основных факторов на отклонение валовой прибыли
-
Рост валовой прибыли получен в результате роста цен и объема реализации. Если бы не произошло структурных сдвигов в составе реализованной продукции, то валовая прибыль увеличилась бы на 996 101 тыс. тенге (163 257 + 832 844) То, что валовая прибыль снизилась в результате повышения себестоимости можно охарактеризовать как неблагоприятное явление в работе организации
-
К существенным недостаткам относятся происшедшие структурные сдвиги в составе реализованной продукции Поэтому необходимо сосредоточить свое внимание на анализе ассортимента выпускаемой продукции
-
Следующим за валовой прибылью является прибыль (убыток) за период, определяется по формуле: П(у)пр.д. = (Пв+Dф+Dпр) – (РN+PA+Pф+Рпр+D(п/у)), где: Пв – валовая прибыль; Dф – доходы от финансирования; Dпр – прочие доходы;
-
РN – расходы на реализацию продукции и оказание услуг; РА – административные расходы; Рпр – прочие расходы; D(п/у) – доля прибыли (убытка) организаций, учитываемых по методу долевого участия
-
Далее исследуем статьи расходов Первой статьей расходов являются расходы на реализацию продукции и оказание услуг Второй статьей расходов отчета и прибылях и убытках являются административные расходы
-
Задача внутреннего аналитика, используя данные аналитического учета, установить причины роста этих расходов и выявить резервы их снижения
-
Следующей статьей расходов являются расходы на финансирование Наибольший удельный вес в общих расходах занимают прочие расходы Таким образом, мы проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли (убытка) за период продолжаемой деятельности
-
Разница между доходом от реализации и переменными расходами называется маржинальной прибылью, а разница между прибылью (убытком) за период от продолжаемой деятельности и прибылью (убытком) от прекращаемой деятельности называется прибылью (убытком) до налогообложения или «экономической прибылью»
-
Вычитая из этого показателя расходы по корпоративному подоходному налогу и долю меньшинства, получим итоговую прибыль (убыток) за период, т.е. чистую прибыль (убыток) Показатель чистой прибыли – один из наиболее важных показателей рассматриваемого финансового отчета.
-
За счет нее создаются резервы, производятся выплаты дивидендов, социальные выплаты работникам, перечисления на благотворительные и иные цели
-
На ее основе формируется различные рейтинги и расчеты финансовых аналитиков, от ее величины зависит курс акций и величина дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным и привилегированным акциям Чистая прибыль АО - разница между его доходами и расходами за вычетом налога на прибыль
-
2. Анализ показателей рентабельности
Экономическая эффективность работы организации характеризуется системой показателей рентабельности Именно показатели рентабельности характеризуют результативность деятельности организации за ряд лет
-
Различают три группы показателей рентабельности: а) общих (совокупных) активов (авансированного, совокупного капитала) и их отдельных элементов; б) продукции; в) показателей рентабельности, рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств
-
Одним из наиболее признанных и широко применяемых показателей эффективности имущества является рентабельность активов (норма прибыли)
-
Уровень рентабельности общих активов можно определить двумя способами: отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости общих активов; отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости общих активов
-
Этот показатель повышает реальность прогнозирования так как позволяет связать предполагаемую прибыль с активами (совокупным капиталом)
-
Уровень рентабельности общих активов рассчитаем по следующей формуле:
-
По данным анализируемого АО рентабельность общих активов организации характеризуется данными, приведенными в таблице 5 Таблица 5 – Уровень рентабельности общих активов, в % Уровень рентабельности общих активов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,88 пункта и составил 9,51%
-
Необходимо проанализировать, влияние и надежность факторов для сохранения и повышения уровня рентабельности активов
-
Традиционно факторы подразделяют на количественные и качественные К количественному фактору относят среднегодовую стоимость организации, к качественному – чистую прибыль организации
-
Для определения влияния этих факторов на полученное отклонение (+12,88) необходим расчет дополнительного уровня рентабельности активов и прибыли (убытка) предыдущего года и общих среднегодовых активов отчетного года (-161 082:5 540 631), что составляет в нашем примере - 2,91%
-
Вычитая из него уровень рентабельности за предыдущий год, получим размер влияния среднегодовой стоимости общих активов Влияние этого фактора на исследуемый показатель составило 0,46 пункта [-2,91- (-3,37)]
-
Увеличение прибыли на 688 046 тыс. тенге привело к повышению изучаемого показателя на 12,42 пункта [+9,51-(-2,91)] Совокупное влияние двух факторов дает общее положительное отклонение уровня рентабельности общих активов по сравнению с его значением за предыдущий год (0,46+12,42=+12,88)
-
Однако расчет влияния факторов по этой методике, не совсем корректен, поскольку рентабельность общих активов по чистой прибыли показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли получено с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств
-
Следовательно, чем больше будет расширяться организация, тем быстрее будет возрастать ее экономический потенциал, величина которого находится в знаменателе дроби, тем ниже будет рентабельность общих активов
-
Тогда как рентабельность общих активов должна зависеть от эффективности их использования В связи с чем в последние годы получила распространение точка зрения, основанная на том, что важнейшую роль в формировании чистой прибыли играет доход от реализации, на основе которого определяются показатели деловой активности
-
Из чего следует, что изменение уровня рентабельности общих активов происходит под влиянием следующих факторов, являющихся факторами первого порядка: уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг; оборачиваемости общих активов
-
Взаимосвязь между этими показателями можно выразить следующим образом: где ЧП – чистая прибыль – среднегодовая стоимость общих активов ДР – доход от реализации
-
Другими словами, чистая прибыль, полученная с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от рентабельности реализованной продукции и услуг и скорости оборачиваемости активов
-
Пути повышения уровня рентабельности общих активов: повышение оборачиваемости общих активов и их элементов и , наоборот, низкую деловую активность можно компенсировать только снижением затрат на производство или ростом цен на продукцию. т.е. повышением уровня рентабельности реализованной продукции и услуг
-
Для анализа названных факторов изменения уровня рентабельности общих активов составляется аналитическая таблица (задание по СРС)
-
Факторы первого порядка рассчитываются приемом цепных постановок Условным показателем будет уровень рентабельности общих активов при уровне рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг предыдущего года и фактическом коэффициенте оборачиваемости общих активов отчетного года
-
На практике широко применяется показатель рентабельности краткосрочных активов Он показывает сколько чистой прибыли получает организация с одного тенге, вложенного в краткосрочные активы: где Пz- чистая прибыль; Ка - средняя величина краткосрочных активов
-
Важным относительным показателем прибыльности является уровень рентабельности основных средств, исчисляемый как отношение чистой прибыли к средней стоимости основных средств
-
На практике применяется и такой показатель как рентабельность финансовых инвестиций, определяемый отношением доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия совместных предприятий к средней стоимости финансовых инвестиций: где - доходы по ценным бумагам - доход от долевого участи в СП - среднегодовая величина долгосрочных и крткосрочных финансовых инвестиций
-
В странах с развитой рыночной экономикой наряду с этим пользователем используется и другой показатель, который отражает эффективность использования средств, инвестированных в организацию, и выражает оценку «мастерства» управления инвестициями
-
Он исчисляется по формуле: где Рu – рентабельность инвестиций; Пr – чистая прибыль; Ск– средняя величина собственного капитала; До – средняя величина долгосрочных обязательств.
-
В условиях рынка важным показателем является рентабельность основной деятельности, определяемая по формуле: где - рентабельность основной деятельности; SN - производственная себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг; Pn– расходы периода( расходы на реализацию продукции и оказание услуг + административные расходы)
-
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности организации, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам
-
Рентабельность единицы продукции определяется отношением разности между продажной ценой и полной себестоимостью изделия к полной себестоимости единицы изделия по формуле: где - рентабельность отдельных изделий; Р – цена единицы изделия; S – полная себестоимость единицы изделия
-
Рентабельность единицы изделия позволяет установить влияния производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации
-
Этот показатель является коммерческой тайной и используется при проведении управленческого анализа И, наконец, применяется еще один показатель рентабельности основной деятельности – рентабельность реализованной продукции и оказанных услуг, которая показывает размер чистой прибыли на 1 тенге реализованной продукции и оказанных услуг
-
Он определяется по формуле: где РN – рентабельность реализованной продукции; Пr – чистая прибыль; ДN – доход от реализации продукции и оказанных услуг
-
Рентабельность продукции в целом всех изделий и отдельных ее видов является важнейшим показателем сравнительного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или иных видов продукции, особенно на предприятиях, вырабатывающих широкий их ассортимент
-
Международными показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж, определяемая по формуле: где - рентабельность объема продаж; Пв - валовая прибыль; ДN – доход от реализации продукции и оказания услуг
-
Все эти показатели характеризуют вполне определенные аспекты деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов
-
Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает уровень менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в организации в целом
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.