Содержание
-
АНАТОМИЯ
В в е ден и е
-
Цель предмета «Анатомия и физиология человека»
изучить особенности как анатомического строения органов и систем организма человека в норме, так и выяснить особенности их функционирования.
-
A n a t o m e
в переводе с греческого – рассечение, расчленение
-
Предмет анатомии как науки
- изучение происхождения и развития, формы и строения отдельных органов, систем и организма в целом
-
Объектами исследования анатомии могут быть как растительные, так и животные организмы.
-
Человек как живое существо принадлежит к животному миру, но в процессе эволюции поднялся на новую ступень: появилась речь, творчество, интеллект, сознание. Поэтому из анатомии животных – зоотомии –выделился раздел –антропотомия, которая изучает особенности строения человека. Общепринято этот раздел называть- «анатомия человека»
-
В анатомии человека выделяют следующие разделы:
-остеология – учение о костях -артрология - учение о соединениях костей -миология- учение о мышцах -спланхнология- учение о внутренних органах -ангиология- учение о кровеносной и лимфатической системах -неврология – учение о нервной системе -эстезиология- учение об органах чувств -эндокринология- учение о железах внутренней секреции.
-
Основной метод, применяемый в анатомии – метод рассечения
Другие методы, применяемые в анатомии –описательный, морфометрия, киносъемка, рентгенография, гистологический и биохимический анализ.
-
Краткий исторический очерк развития анатомии
Истоки анатомии уходят в отдаленные времена. Первые сведения о строении тела человека были получены в Древнем Египте в связи с опытом бальзамирования трупов, а также в так называемом лечебнике китайского императора ГвангТи (около 3000 до н.э.). В 1 тысячелетии до н.э. в Индии указывалось, что у человека 500 мышц, 90 сухожилий, 900 связок, 300 костей, 107 суставов, 24 нерва, 9 органов,400 сосудов с 700 разветвлениями.
-
Среди исследователей,которые оставили значительный след в развитии анатомии как науки ,следует знать таких, как:
-
Гиппократ –греческий врач (460-377 гг до н .э.) –отец медицины, сформулировал четыре типа телосложения человека и типы темперамента Аристотель до н.э. –описал сухожилия,нервы, кости и хрящи, ввел термин –аорта. Герофил –первый произвел вскрытие трупов в Древней Греции Клавдий Гален –2 век новой эры,римлянин новая эра-обобщил сведения по анатомии, которые служили основой медицины почти 1,5 тысячи лет, то есть до 15 века. Авиценна 10-11 век н.э. –написал «Канон врачебной науки» Андрей Везалий –основоположник научной анатомии ,написал труд «О строении человеческого тела» –16 век .Систематизировал и точно описал анатомию человека, указал на ошибки Галена, который переносил факты, полученные при вскрытии животных,на человека.
-
Мальпиги –17 век –открыл кровеносные капилляры Фаллопий –открыл маточные трубы Евстахий –слуховая труба Гарвей – большой круг кровообращения Бидлоо– голландец, первый атлас «Анатомия человеческого тела».
-
Анатомические исследования способствовали появлению открытий в биологии, которая является теоретической основой медицины, а открытия биологов способствовали в свою очередь развитию анатомии как науки. Так, Кювье обобщил данные по сравнительной анатомии и палеонтологии, что позволило установить принцип корреляции органов. Открытие клеточной теории Шлейденом и Шванном явилось свидетельством единства органического мира и способствовало совершенствованию приемов микроскопической анатомии.
-
Отечественные ученые
Первые данные об анатомических исследованиях в России относятся к 17 веку, когда Славинецким был переведен на русский язык труд Везалия «О строении человеческого тела». Вскрытия трупов в России стали впервые производить в 18 веке на базе Московского госпиталя зимой.
-
Протасов –автор многих анатомических трудов- первый русский анатом-18 век Шеин-первый русский анатомический атлас и основы русской анатомической терминологии–18 век Шумлянский –строение почек Загорский –18 век- связь анатомии и физиологии Пирогов-открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов Лесгафт 19 век- основоположник теоретической анатомии Воробьев –20 век-вегетативная нервная система Ростовские анатомы –Лавров, Дорохов, Соколов.
-
По мере развития анатомия дифференцировалась на следующие дисциплины:
макроскопическая анатомия – изучает строение тела и органов на уровнях, доступных невооруженному глазу микроскопическая анатомия –изучает тонкое строение органов при помощи специальных оптических приборов - систематическая или описательная анатомия- изучает строение тела здорового человека ( эту дисциплину называют также нормальной анатомией) - топографическая анатомия- изучает тело человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом - пластическая анатомия- изучает внешние формы человека и их пропорции - сравнительная анатомия- исследует и сопоставляет строение тела организмов, стоящих на разных этапах эволюции возрастная анатомия- изучает рост и развитие человека как до рождения ( пренатальный период), так и после рождения ( постнатальный период) патологическая анатомия –изучает пораженные болезнью ткани и органы функциональная анатомия –выясняет взаимосвязь особенностей строения органов и систем человека с характером их функционирования, исследует процессы становления формы и структуры органов в ходе индивидуального развития.
-
Типы телосложения человека:
1/ долихоморфный –для этого типа характерно узкое, длинное туловище, длинные конечности (астеник) 2/ брахиморфный-короткое ,широкое туловище, короткие конечности(гиперстеник) 3/мезоморфный –наиболее близкий к «идеальному» типу (нормостеник). Особенности строения человека передаются от родителей детям, определяются наследственностью, а также влиянием на данного человека физических и социальных факторов внешней среды.
-
Для обозначения областей тела, органов и их частей в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых называют анатомической номенклатурой.
-
Для обозначения положения тела человека в пространстве используют понятия о плоскостях и осях
-
Исходное положение тела человека- человек стоит, ноги вместе, лицо и ладони обращены вперед. а
-
Эти три плоскости можно провести через любую точку тела человека.
1/ Сагиттальная плоскость- делит тело человека на правую и левую половины и располагается обычно посередине или медиально. 2/ Фронтальная плоскость – отделяет переднюю часть тела человека от задней 3/ Горизонтальная плоскость –отделяет нижележащие отделы тела от вышележащих.
-
Для обозначения положения органов или частей тела пользуются следующими
правый –dexter левый- -sinister передний-anterior задний -posterior брюшной или вентральный-ventralis спинной или дорсальный -dorsalis нижний –inverior верхний-superior медиальный –medialis-ближе к середине латеральный-lateralis –дальше от середины, сбоку промежуточный-intermedius-орган лежит между двумя образованиями внутренний-internus наружный-externus- глубокий-profundus поверхностный-superficialis
-
Специальные термины употребляют при описании расположения органов или каких-либо его частей относительно их расположения к туловищу:
проксимальный –та часть,которая ближе к туловищу дистальный –удаленный от туловища
-
Для определения проекции границ органов(сердце, плевра, легкие и т.д.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека: 1 — передняя срединная линия; 2 — грудинная линия; 3 — пригрудинная линия; 4 — срединно-ключичная линия;
-
Физиология
Слово греческого происхождения –physis –природа. Учение о жизнедеятельности организмов,их систем ,органов и тканей и регуляции их физиологических функций и их взаимодействие с окружающей средой
-
В физиологии выделяют следующие разделы
1) общая физиология – изучает основные физиологические закономерности для различных видов организмов, процессы возбуждения и торможения. Например, сравнительная физиология –изучает процессы в их филогенетическом развитии( у растений, у низших животных, у высших животных. Возрастная физиология - изучает закономерности становления функций в процессе онтогенеза: от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни организма 2) частная физиология –исследует процессы жизнедеятельности у отдельных групп животных, а также свойства специализированных тканей(мышечная, нервная( и органов (почки. сердце) 3) прикладная –изучает общие и частные закономерности работы живых организмов и особенно человека в соответствии с их специфическими условиями: физиология труда, спорта, питания, авиационная физиология, подводная физиология, космическая физиология.
-
Физиология как предмет делится на:
1/ нормальную –изучает функции здорового человека, механизмы устойчивости, адаптации к факторам 2/ патологическую- изучает функции больного организма, процессы компенсации, адаптации при заболеваниях, механизм выздоровления, процессы реабилитации(восстановления).
-
Современные задачи физиологии
выяснение механизмов психической деятельности человека с целью разработки действенных мероприятий против нервно-психических болезней выяснение механизмов взаимодействия искусственных органов с органами реципиента определение роли эмоциональных стрессов при развитии сердечно - сосудистых заболеваний и неврозов выяснение механизмов устойчивости человека к стрессам. вопросы возрастной физиологии и геронтологии(физиология старческого возраста).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.