Презентация на тему "АНТИЧНЫЙ МИР"

Презентация: АНТИЧНЫЙ МИР
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (14.07 Мб). Тема: "АНТИЧНЫЙ МИР". Содержит 53 слайда. Посмотреть онлайн. Загружена пользователем в 2018 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: АНТИЧНЫЙ МИР
    Слайд 1

    МЕДИЦИНА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ с IV тыс. д.н.э.до середины I тыс. н.э.Вторая часть Кафедра Истории медицины МГМСУ

  • Слайд 2

    АНТИЧНЫЙ МИР

    Древнюю Грецию (Эллада) и Древний Рим называют странами античного мира (antiquus - древний). Деление на свободных и рабов. Врачебное искусство Греции развивалось под влиянием медицины Вавилонян и Египтян.

  • Слайд 3

    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Греческие врачи – часть добровольно, часть по принуждению посещали страны Востока. Медицинские школы Египта стали принимать в свое лоно иностранцев, желающих изучать медицину. Религиозные представления не имели такого сильного влияния на духовную жизнь, как у древних народов Востока, никогда вся жизнь грека не находилась в зависимости от могущественной жреческой касты.

  • Слайд 4

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

  • Слайд 5

    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Наиболее древние и наиболее известные медицинские школы в Греции находились на Родосе, Косе, Книдосе, т.е. на главных путях из Греции на Восток. Условиями для этого были: слушатель должен быть мужчиной, грамотным и имеющим возможность оплатить свое обучение.

  • Слайд 6

    Самой древней формой врачебного искусства в Греции служит простая, здоровая эмпирия. В наиболее древнейшем литературном памятнике гомеровской «Илиаде» отражены в полном смысле слова – народная медицина. «Одиссея» более позднее произведение Гомера уже отражает более высокий уровень культуры и более развитую социальную жизнь. Врачей уже причисляют к «дисмургам», т.е. людям работавшим на пользу общества. Они занимали высокое общественное положение. Их обычно приглашали к больному домой, за свою работу получали гонорар, часто в натуральной форме.

  • Слайд 7

    Подготовленных врачей очень мало (VIII в. до н.э.), что в случаях нужды и при отсутствии медицинской помощи всякий принимается за заклинания и магию. Это находит поддержку в основании особых святилищ, в которых почитается божество, приносящее здоровье и выздоровление от болезней. Таким образом, в различных местностях Греции возникает культовое поклонение различным божествам.

  • Слайд 8

    Богом врачебного искусства с VII века до н.э. становится Асклепий Посвященные ему храмы распространились по всей Греции, затмив все другие культы. В местах культа Аскления культивировалась и развивалась особая ветвь греческой медицины – храмовая медицина. Таким образом, перед греческой медициной встала также опасность, что и для медицины Египта и Вавилона – опасность проникновения во врачебное искусство религиозно-мистических элементов, которые оказались бы гибельными для развития медицины.

  • Слайд 9

    АСКЛЕПИЙ – у грековЭСКУЛАП – у римлян

    Асклепий – сын Аполлона«исцеляющего». Имел дочерей – Гигиею(отсюда термин гигиена) и Панакею(Панацею – лекарство от всех болезней), 3 сына - Гипнос – сын сон

  • Слайд 10

    АСКЛЕПЕЙОНЫ зарождение храмовой медицины

    Безнадежно больным и роженицам входить на территорию храма не разрешалось: религиозные правила не допускали в святейшие места все нечистое. Каждый входящий проводил омовение и приносил жертву богам.

  • Слайд 11

    Все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в так называемые «инкубационные» (или «священные») сны. Толкование этих снов составляло существенный элемент храмовой медицины. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах Древней Греции были различные формы водолечения, холодные омовения, массаж, гимнастика. Об употреблении лекарств, в большинстве случаев, не упоминалось. Плата за услуги – изображение исцеленных частей своего тела, сделанных из мрамора, золота, серебра, меди.

  • Слайд 12

    ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

    Различные области знаний объединены общим понятием философия. Для древнегреческой философии характерна стихийная диалектика Диалектика - анализ [от греч . dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

  • Слайд 13

    Философские течения Древней Греции – материализм и идеализм. Материализм - материя первична, сознание вторично. В основе мира лежит материя. Природа едина и находится в вечном движении и непрерывном течении. Идеализм– (от греч. idea - идея), сознание первично, материя вторична. Дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Стремление к возвышенным целям.

  • Слайд 14

    Крупнейшим представителем материализма был Демокрит(ок. 460-377 гг. до.н.э.) Развивал представление о строении вещества из мельчайших невидимых и неделимых частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что сами они имеют в своем распоряжении средства к этому» (Из письма Гиппократу)

  • Слайд 15

    Идеалистические учения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н.э.), а позднее Платона. Философы-идеалисты представляли имущую аристократию, они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающиеся влиянием стоящей над миром силы, в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

  • Слайд 16

    ПОЯВЛЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ КОРПОРАЦИИ (V век до н.э. )

    В Древней Греции врачевание было семейной профессией, передавалось от отца к сыну. Позднее рамки семейных школ расширились и в их лоно стали принимать за определенную плату учеников – не членов данного рода, т.к. семья уже не могла удовлетворять все возрастающие потребности во врачебной помощи, семья, таким образом, превращается во врачебный цех. Оставаясь верными своей старой традиции, все они видели друг в друге родственников. То, что ранее связывалось узами крови, и было понятно само собой, то пришельцы пожелали точно сформулировать и выразить в форме устава, который дошел до нас в виде так называемой «Гиппократовой клятвы».

  • Слайд 17

    КЛЯТВА ГИППОКРАТА

    Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

  • Слайд 18

    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    К концу V века в Греции появились должности общинных врачей. В общинах взимался особый налог (медицинский), из этих средств оплачивались врачи, из них же приобреталось все нужное врачам для выполнения их обязанностей. Вознаграждение за труд врача не было обеспечено законом. Этот добровольный гонорар врачи получали чаще всего в натуральной форме.

  • Слайд 19

    Наряду с врачами существовал вспомогательный медицинский персонал; в круг его обязанностей входило собирание лекарственных материалов и приготовление лекарств, помощь врачам, приготовление ванн, постановка компрессов, банок, втирание мазей и проведение незначительных хирургических операций.

  • Слайд 20

    ДОМ ГРЕЧЕСКОГОВРАЧА

    Врачи оказывали помощь, как у себя на дому, так и на дому у больных. Тяжелобольным помощь оказывалась на дому. Этим объясняется полное отсутствие в древности общественных больниц. Ятрея – рабочая комната врача. Палата для излечения больных. Преподавание у постели.

  • Слайд 21

    МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ

    Косская медицинская школа– главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к VI веку до н.э. (584 г. до н.э.).

  • Слайд 22

    Косская школа: Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой; Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, впоследствии положенный в основу клинического направления в медицине; Развивала основу врачебной этики. Расцвет Косской медицинской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого Косского.

  • Слайд 23

    ГИППОКРАТ

    Гиппократ (Hippocrates (лат) ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.) жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции» (К. Маркс), когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей: в политике – Перикл, в истории - Геродот, в философии - Демокрит, Сократ, Платон, в поэзии – Софокл, Аристофан, Мирон и Эврипид, в медицине – Гиппократ.

  • Слайд 24

    Главная заслуга Гиппократа, как главы выдающейся медицинской школы, в том, что он выделил медицину в самостоятельную науку. До него все науки, в том числе и медицина, входили в философию. Гиппократ является основоположником медицины наблюдения. В этом принципе четко прослеживается преемственность идей: до него существовали отдельные знания, описания. Гиппократ впервые объединил эти знания воедино.

  • Слайд 25

    Гиппократ рассматривал организм как единое целое в связи с окружающей средой. Именно он вводит в обиход столь популярный сейчас термин «образ жизни». Дает первую материалистическую теорию медицины – гуморальную (humor – жидкость, влага, сок). В основе ее лежат знания, дошедшие до нас из Древнего Востока. Таким образом, здоровье есть благоприятное смешение (cucrasta) четырех жидкостей организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а неблагоприятное их смешение (dyscrasta) или изменение составе есть причина большинства болезней. Учение о соках с некоторыми изменениями существовало в медицине в течение двух с половиной тысячелетий, вплоть до XIX века.

  • Слайд 26

    Гуморальная теория на основе изучения образа жизни народов Азии, Африки и Европы позволила Гиппократу определить четыре основных типа телосложения и темперамента у людей. Особенности каждого из них определяют предрасположение к различным заболеваниям и требуют от врача различного подхода к лечению. Мы до сих пор пользуемся номенклатурой пришедшей из Древней Греции: сангвиник (кровь), меланхолик (черная желчь), холерик (желтая желчь), флегматик (слизь).

  • Слайд 27

    «Все болезни естественны, и, следовательно, их можно изучать» - говорил Гиппократ. Наследие Гиппократа и других врачей Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Сборник составлен в III веке до н.э., примерно через 100 лет после смерти Гиппократа, в знаменитой александрийской библиотеке. Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и другие.

  • Слайд 28

    АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА(III век до н.э.)

    Основывается Александрийская библиотека и Музей, задачей которых было дать возможность исследователям и ученым посвятить себя научной работе не заботясь о пропитании. Впервые начинают вскрывать трупы. Есть сведения о том, что врачи проводили вивисекцию преступников. Возник прогресс описательных естественных наук (зоология, ботаника, физика), что создало надежную основу для физиологических исследований.

  • Слайд 29

    Герофил, Эразистрат– изучали человека, на основе опытов и научных экспериментов. Александрия стала центром изучения медицины, бесплатного образования, что привело к перепроизводству врачей. Обучение в школах – прообраз средневековыхУниверситетов ( экзамены, отдельные дисциплины, учебники). Влияние Александрийской медицины выходит далеко за пределы той эпохи, в которой культура Александрии была господствующей; это влияние заметно и в то время, когда на исторической сцене появился новый культурный центр - Рим.

  • Слайд 30

    МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ГРЕКОВ

    Хирургия – рукоделие Педиатрия – лечение детей Психиатрия – лечение души Дерматология – учение о коже Офтальмология – учение о глазах Неврология, терапия, пневмония, плеврит, нефрит, геморрагия, эпилепсия и т.д.

  • Слайд 31

    ДРЕВНИЙ РИМВ Древней Италии вплоть до II века до н.э. обходились без врачей-профессионалов. Лечились дома народными средствами и заговорами. Одним из самых народных средств была … капуста.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    ДРЕВНИЙ РИМ

    Первыми врачами-профессионалами здесь стали рабы из числа военнопленных: из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин старался обзавестись рабом-врачом (servus medicus), который лечил семью хозяина и его родственников. Позднее такого специалиста рабовладелец стал отпускать на свободные заработки. Часть денег он обязан был отдать хозяину, а другую часть собирал, а затем мог выкупить себя у рабовладельца. Так появились врачи-отпущенники.

  • Слайд 34

    МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО РИМА

    Развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей-архиатров. Процедура выбора напоминала строгий экзамен, после каждого врач получал звание «Medicus a Republica probatus» («Врач», утвержденный государством). Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях и т.д.

  • Слайд 35

    Только в конце III начале IV века до н.э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи (преимущественно греческого происхождения). Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины Впервые появились военные госпитали – валетудинарии.

  • Слайд 36

    Развивалось санитарное дело - римские акведуки (водоводы) и знаменитые римские бани – термы, прославленные во всем мире, канализационные сооружения (клоака), которая работает и по сей день. Закон 12 таблиц.

  • Слайд 37

    Преподавание медицины велось в специальных школах, которые были утверждены в Риме и других городах империи, включая Грецию и другие области. Вместе с государственными школами (бесплатное обучение) существовали и частные медицинские школы, первую из которых основал Асклепиад.

  • Слайд 38

    АСКЛЕПИАД

    Асклепиад (Asclepiacles, 128-56 г.г. до н.э.)– видный римский ученый, врач, грек по происхождению. Успеху и славе Асклепиада способствовало его простое и «согласное с природой» правило: tuto, celeriter et incunde curare (лечить безопасно, быстро и приятно). Именно он дал вторую, противоположенную Гиппократу, теорию заболеваний – солидарную.

  • Слайд 39

    СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ АСКЛЕПИАДА

    В основу теории солидарной патологии (по лат. soliclus – плотный) положено учение Демокрита об атомах – мельчайших частицах, из которых состоит материя. Согласно Асклепиаду, главным, определяющим в организме является не жидкие части, а плотные, твердые. Если человек здоров, атомы свободно движутся в пустоте, которая образует канальцы, поры. Болезнь является результатом «застоя частиц» в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Это может произойти как вследствие спазма, так и расслабления канальцев. Согласно этим воззрениям, большое значение имели правильное потоотделение и дыхание кожных покровов.

  • Слайд 40

    Лечение, поэтому, было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: Разумной диеты, Соблюдения чистоты кожи, Водолечения и массажа, ванн, Движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим больным ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать на корабле, т.е. находиться в постоянном движении. Парализованных больных он советовал носить на коврах и раскачивать. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, медикаменты назначались крайне редко.

  • Слайд 41

    АВЛ КОРНЕЛИЙ ЦЕЛЬС

    Информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, жившего (ок. 50 г. до н.э. – ок. 25 г. до н.э). Широко образованный и богатый рабовладелец создал энциклопедический труд «Искусства» (Artes), в который вошло более 20 книг по разным отраслям знаний. До нас дошли книги под общим названием «О медицине» (De medicina), в которых изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.

  • Слайд 42

    Цельс проанализировал и обобщил труды древнегреческих, александрийских и индийских врачей. Таким образом, он составил практическое руководство по медицине. Цельс считал, что лечение рабов является более выгодным, чем потеря обученного и знающего раба. В Древнем Риме больных и умирающих рабов отправляли на остров Эскулапа. В случае выздоровления, что было крайне редко, такой раб становился, по указу императора свободным.

  • Слайд 43

    СОРАН ЭФЕССКИЙ

    Ученый и врач Древнего Рима – Соран Эфесский (98-138 гг.) составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням раннего детского возраста, «О женских болезнях». В процессе родовспоможения он старался максимально уйти от грубых и насильственных приемов, уделяя большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми в раннем возрасте: диетике младенцев, правилам кормления и ухода. Соран описал некоторые детские заболевания раннего возраста (понос, молочница, сыпи, золотуха, заболевания связанные с прорезыванием зубов) и практические советы по их лечению.

  • Слайд 44

    Второе сочинение Сорана дошедшее до нас в вольной латинской обработке – «Об острых и хронических болезнях». Наиболее выдающуюся сторону книги составляет учение о причинах болезней. Большим шагом вперед, по сравнению со всеми прежними врачами, является резкое и последовательное отделение собственно «признаков болезни» от «симптомов» ее. Руководствуясь хорошо обдуманной теоретически и разработанной практически во всех деталях симптоматологией, Соран достиг в описании картины отдельных болезней такой точности, какой не знал до него ни один врач; он умел мастерски разграничивать болезни, даже очень близкие одна к другой. Он явился основоположником дифференциальной диагностики.

  • Слайд 45

    В исследовании больного Соран умело использует: «осмотр» (inspectio), исследуя все, что может быть воспринято глазом; «ощупывание» (palpatio); при помощи прикладывания уха к телу (аускультация) определял различные шумы в животе и груди. впервые применяет перкуссию для определения в области живота границ так называемого «тимпанического звука». следит за температурой тела. большое внимание уделяет исследованию пульса (ритм, скорость, наполнение). усовершенствует исследования мокроты и мочи. вводит методы исследования нервной системы.

  • Слайд 46

    ГАЛЕН

    Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.)родился в Пергаме (ныне г. Бергама в Турции) Автор более 400 трудов, около 125 посвящает медицине. До наших дней из них сохранилось 80. «О значении человеческого тела», «Об анатомии», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств». Философская позиция Галена определилась в изучении анатомии. Она проявилась в его колебаниях между материализмом и идеализмом. Такая двойственность называется дуализм.

  • Слайд 47

    Материалистическая позиция – «линия Демокрита» – прослеживается в его исследованиях в области анатомии. Гален впервые предпринимает изучение человеческого организма с целью применения знаний на практике и создает свою знаменитую анатомию.

  • Слайд 48

    Гален подробно описал анатомию всех систем организма: кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велика его заслуга в области изучения нервной системы. он описал все отделы головного мозга, спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов и нервы внутренних органов.

  • Слайд 49

    Описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (баталлов) проток. Впервые дал описание системы движения крови. Гален основоположник учения о пожилых людях – геронтологии. Он писал о необходимости выделения их в отдельную группу для изучения особенности этого возраста и особенности лечения.

  • Слайд 50

    Внес большой вклад в развитие фармакологии. До Галена растения принимались в том виде, как они есть: в природе созданы готовые лекарства, им не нужна специальная обработка. Гален впервые предложил выделить действующее начало. Ряд средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (отвары, настои, настойки, вытяжки) – носят названия «Галеновы препараты». (Термин введен Парацельсом).

  • Слайд 51

    Идеалистические тенденции – учение Платона о пневме, учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой («телеология») – нашли свое отражение в представлении Галена о «трех пневмах». Гален считал, что в организме пневма обитает в трех видах: в мозге –«душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», в печени – «естественная пневма». Первая заведует мыслительными функциями; вторая – центр гнева, воли смелости; третья – ведает питанием.

  • Слайд 52

    ВЫВОДЫ

    Наука имела умозрительное направление. Возникают первые теории патологии а) гуморальная (Гиппократ) б) солидарная (Асклепиад) Начиная с III в. до н.э. появляется значительное количество открытий в области анатомии и физиологии, но эти открытия остались без обобщений, без применения на практике, в стадии собирания, накопления и описания. Сильной стороной медицины стран Древнего мира была гигиена: личная, общественная, гигиена питания, гигиена жилища. Достижения древних цивилизаций легли в основу последующего развития мировой медицины.

  • Слайд 53

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке