Содержание
-
Блокадный трамвай
-
До начала войны в 1941 году в нашем городе ежедневно по 43 маршрутам курсировали 750-800 пассажирских поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км; в последнем предвоенном году трамвай перевёз около 1,2 миллиарда пассажиров.
-
Ленинградский трамвай был переведен на военное положение еще до начала осады города. Он стал основным видом транспорта — автомобили на фронте, а сеть троллейбусов ещё невелика. Поэтому основная нагрузка пала именно на трамвай, который не только перевозил пассажиров, но и выполнял новые, продиктованные войной функции.
-
Ленинградский трамвай нередко доставлял солдат и боеприпасы прямо на передовую.
-
Появились специальные санитарные трамвайные поезда, и даже броневагон. Строились новые ветки к больницам. Помимо пассажирских перевозок, трамвай взял на себя транспортировку военных грузов, а также эвакуируемого заводского оборудования, доставку людей и инвентаря на строительство оборонительных сооружений.
-
-
Ряд конечных трамвайных станций оказался в зоне боевых действий. 15 сентября 1941 года немецко-фашистские войска прорвались от Горелово к Финскому заливу и перерезали Стрельнинскую линию. Снаряд попал в Стрельнинскую подстанцию, и прекратилась подача тока. Около 20 трамвайных поездов, перевозивших пассажиров и раненых, застыли на рельсах. Вагоны так и простояли на линии до конца блокады - из них были возведены баррикады, помешавшие вражеским танкам прорваться к Ленинграду.
-
-
Линия фронта пролегала по окрестностям и в черте города. С сентября 1941 года сооружения, пути и подвижной состав, наравне с военными объектами, подвергались бомбовым ударам и массированным артиллерийским обстрелам. За годы войны зафиксировано 1050 непосредственных попаданий в объекты трамвайного хозяйства. Ряд линий оказался в зоне боевых действий. Так что на улицах города нередко можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк.
-
-
В декабре 1941 года прекратилась подача электроэнергии и трамваи остановились. Многие вагоны даже не успели вернуться в парки.
-
Нет, наверное, более трагичной картины, чем стоящие на пустынных улицах обледеневшие трамваи. И без того ослабленные горожане вынуждены были пешком преодолевать огромные расстояния.
-
-
В конце зимы 1942 года было принято решение о пуске трамвая – городу нужен был грузовой транспорт.
-
-
Как только подача электроэнергии возобновилась, трамвайщики начали готовиться к возобновлению движения. Впрочем, работа по поддержанию в нормальном состоянии гигантского хозяйства не прекращалась всю страшную блокадную зиму.
-
-
Уже 7 марта 1942 года пошел первый грузовой состав.
-
А 15 апреля 1942-го был пущен пассажирский трамвай.
-
Звонки на набережной! Слышишь? Трамвай пошёл, трамвай идет! Подножка только стала выше, А может быть, наоборот — Не ты ли сам стал ниже ростом, Ты, пассажир блокадных дней? Войти в трамвай тебе не просто, А выходить ещё трудней. Тебя качает даже ветер Над неоттаявшей Невой,
-
И ноги — слабые, как плети. Такие у меня самой. Трамвай идет! Какое счастье! Ты едешь, ты купил билет! А львы, раскрыв литые пасти, С Невы трамваю смотрят вслед. А враг ещё лютует пуще — Бомбит, обстреливает враг... Но всё-таки трамваи пущены, Хотя в кольце наш Ленинград.
-
-
Первыми на линию вышли вагоны типа МС ("моторный стальной"), небольшие по размеру и, соответственно, более легкие. В случае налёта или обстрела измождённые горожане могли вытолкнуть эти вагоны за пределы пострадавшего участка. По воспоминаниям очевидцев, билет на блокадный трамвай стоил 15 копеек.
-
-
Первые пять восстановленных после перерыва движения маршрутов обеспечивали пассажирам возможность добраться во все районы города всего с одной пересадкой. Нетрудно догадаться, что это значило тогда для жителей города. Трамвай жив — значит, живёт и надежда.
-
-
18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, а в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами.
-
Пуск троллейбуса городские власти сочли нецелесообразным из-за плохо развитой сети и недостатка энергии. Троллейбусы, замершие в декабре прямо на улицах, с помощью трамваев буксировали на места консервации таким образом: от трамвая к троллейбусу перекидывали питающий кабель, и троллейбус "на привязи" двигался параллельно трамваю
-
-
Враг долго не мог поверить, что в блокадном городе ожил трамвай. Такого не было ни разу за всю мировую историю. Но когда удивленные фашисты разобрались, что странные голубые всполохи над городом — это искры от трамваев, они обрушили свои бомбы и снаряды на трамвайные остановки и парки. Профессия вагоновожатого стала едва ли не самой опасной. Танкист на фронте защищен бронёй, а водитель трамвая — лишь тоненькой стенкой вагона.
-
-
За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб. Было разрушено свыше 500 километров трамвайной контактной сети и десятки километров кабельной, 13% путей выведены из строя. Уничтожено 153 вагона и повреждено 1065. Враг полностью разрушил 2 подстанции и 25 зданий служб.
-
-
По данным за сентябрь 1941 - январь 1944 годов из оставшихся в городе работников трамвая 57 были убиты или умерли от ран; 211 — ранены или контужены. Более 3,5 тысяч человек умерли от голода и болезней, а в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись.
-
Гитлеровцы постоянно подвергали город артобстрелам и налетам авиации. 30 июня 1942 года на Международном (ныне - Московском) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито.
-
Надо сказать, что вагоновожатых инструктировали, как действовать при объявлении воздушной тревоги или начале артобстрела. 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было - как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.
-
Но, в отличие от авианалетов, обстрелы города начинались неожиданно, и враг знал, что трамвайные остановки - самые людные места. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пассажиров.
-
-
8 августа 1943 года на Невском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон - 23 пассажира погибло.
-
Вражеская артиллерия с неистовством продолжала обстреливать Ленинград вплоть до полного снятия блокады. Последнее упоминание о попадании снаряда в трамвай встречается в записи от 4 января 1944 года, за 23 дня до полного снятия блокады. В тот день один из первых снарядов, выпущенных по городу, попал в переполненный трамвай на Лесном проспекте. Убито 82 пассажира, более 90 ранены.
-
Памятник блокадному трамваю
открыт 8 сентября 2007 года на проспекте Стачек около дома № 114. Ретровагон восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие электрические машины серии МС ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута.
-
-
Блокадный трамвай навсегда останется в памяти петербуржцев как символ самоотверженности и героизма защитников осажденного города на Неве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.